В отрасли легкой промышленности в Беларуси занято 85 тыс. человек

Они работают более чем в 2000 компаний, сообщает Белстат в обзоре, посвященном Дню работников легкой промышленности, который отмечается в Беларуси во второе воскресенье июня.
Более половины работников (53,4%) и объемов продукции легпрома (57,2%) приходятся на крупных организации (которых всего 2,4% от общего числа).
На средних организациях (их 3,7%) заняты 13,9% работников отрасли и выпускается 14,4% продукции.
26,8% от общего количества составляют малые организации, на которые приходится 24,8% занятых и 22,6% выпускаемой продукции.
Микроорганизации составляют 67,1% от числа компаний сектора, с 7,9% работников и 5,8% выпускаемой продукции.
В объеме производства товаров легпрома лидирует Витебская область (22,9%). В тройку лидеров также входят Брестская (17,8%) и Могилевская (14,9%) области. На Гродненскую область приходится 13,4%, 12% - на столицу, 9,6% - на Минскую область и 9,4% - на Гомельскую.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств Белстатом в 2024 г., 78,9% работников отрасли - женщины, средний возраст - 44 года, 59,6% из них состоят в браке, 49,7% имеют профессионально-техническое образование.
Средняя зарплата в отрасли в январе-апреле 2025 г. подросла на 13,9% к прошлому году и составила 1840,8 руб.
В структуре выпускаемых товаров 45,6% составляет одежда, 41,3% - меховые и кожаные изделия, 9,1% - обувь, 4% - ткани и текстильные изделия.
Сейчас тренды меняются и белорусский легпром, ранее сконцентрированный на соседнем российском рынке, находит себе ниши для поставок в страны с собственной мощной текстильной отраслью: Индия, Пакистан, Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан. В прошлом году поставки товаров легпрома в страны “дальней дуги” удвоились, как заявила в ходе недавней пресс-конференции в Национальном пресс-центре глава концерна “Беллегпром” Татьяна Лугина.
Наиболее экспортоориентированными в отрасли (свыше 80% продукции) являются текстильные производства. Так, на рынке Индии целевым товаром для продвижения стал именно текстиль (в том числе - домашний).
Для повышения эффективности выстраивается вертикально интегрированное производство (например, вокруг Оршанского льнокомбината) - от выращивания льна и производства волокна до выпуска и сбыта конечному покупателю текстильных изделий. В том числе, технологическая модернизация позволила наладить выпуск котонизированного льноволокна, оказавшегося востребованным экспортным товаром. На очереди его внутренняя переработка в пряжу.
Создание аналогичной структуры запланировано и для шерстяных изделий (в этой подотрасли до 90% продукции идет на экспорт). Так, скоро наряду с традиционной шерстяной пряжей, в Беларуси начнут производить пряжи с добавлением негорючих волокон ( что позволит производить спецодежду для соответствующих производств),
В кожевенной подотрасли до 55% местного сырья перерабатывается в готовые изделия, остальная часть поставляется в виде полуфабриката, главным образом, в Китай и Индию.
Есть поставки товаров белорусского легпрома и в страны ЕС - Нидерланды, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию. Особенно популярны льняные изделия. К ним растет интерес и на внутреннем рынке - в частности, к льняным рубахам.
Накапливается позитивный опыт работы с маркетплейсами - на российских площадках успешно продается продукция Оршанского льнокомбината, «Свитанка», «Конте», «Белвеста», «Милавицы».
Постепенно идет роботизация производства - в Беларуси появляется автоматизированные комплексы по пошиву полотенец, постельного белья. Приоритетный объект для дальнейшей автоматизации - техпроцессы по упаковке. Сейчас Беллегпром продвигает проект по созданию индустриального парка (или технопарка) по производству товаров легкой промышленности в Минске. Задумываются в белорусском легпроме и о внедрении ИИ. В первую очередь - в дизайнерской сфере. Это - вектор для будущего.