В налогах белорусы разбираются «хуже всего»

Национальный банк опубликовал отчет об исследовании по вопросам финансовой грамотности, которое провел Институт социологии НАН. Результаты опроса свидетельствуют, что пробелов в знаниях по налоговым вопросам у населения очень много.
Каковы причины и последствия невысокой налоговой грамотности и как повысить ее уровень? Разбираемся вместе с экспертами.
В отчете о проведенном исследовании по вопросам финансовой грамотности специалисты Института социологии НАН отмечают, что «хуже всего население ориентируется в сфере налоговой грамотности и прав, обязанностей потребителей финансовых услуг».
Авторы исследования отмечают, что «уровень владения компетенциями по вопросам налогообложения» в обществе постепенно повышается, «но при этом остается достаточно низким».
Например, информацией обо всех случаях, при которых физические лица обязаны подавать налоговую декларацию, владеют 12,9% опрошенных (в 2022 г. данный показатель составлял 9,2%).
На вопрос «Пользовались ли вы когда-либо налоговыми льготами?» почти половина опрошенных либо затруднились ответить, либо отметили, что «никогда не слышали о такой возможности».
Лишь около 7% респондентов знают обо всех случаях, при которых удерживается подоходный налог с доходов, полученных в виде процентов по банковским вкладам (депозитам).
Достаточно ли у населения знаний по налоговым вопросам? Лишь 14,1% участников опроса считают свои знания достаточными. Около 22,6% опрошенных оценивают уровень достаточным лишь по некоторым аспектам.
Показательно, что более 35% респондентов либо затруднились оценить уровень своих знаний по вопросам налогообложения, либо заявили, что соответствующая информация им не нужна.
В то же время 27% принявших участие в опросе признали свои знания недостаточными. Это свидетельствует о значительной потребности в дополнительных образовательных инициативах, говорится в отчете специалистов Института социологии.
К слову, в последние годы Министерство по налогам и сборам издало несколько книг, которые полезны и взрослым, и детям в целях повышения налоговой грамотности. В частности, взрослые могут заполнить пробелы в знаниях благодаря почтению Энциклопедии налоговой грамотности.
Необходимо ли повышать уровень налоговой грамотности населения? Чем обусловлен недостаток знаний населения в этой сфере и к каким последствиям это приводит? «ЭГ» попросила экспертов поделиться мнением и практическими примерами по поставленным вопросам.
Людмила Мовчан, налоговый консультант:

– Основная причина относительно низкой налоговой грамотности населения заключается в том, что большинство работников самостоятельно не занимаются уплатой налогов и страховых взносов. Эти функции выполняет налоговый агент, т.е. работодатель.
Более того, в ряде случаев сотрудники не имеют даже представления о налогах и взносах, которые обязан перечислять работодатель в связи с выплатой зарплаты наемным работникам. Способствуют налоговой безграмотности и объявления о вакансиях, которые информируют лишь о зарплате «на руки», поэтому в голове у людей часто вообще отсутствует налоговая составляющая, связанная с их профессиональной деятельностью.
Повышением уровня налоговой грамотности заниматься нужно, чтобы люди понимали, куда направляются налоги, как устроена налоговая система, и осознавали серьезную ответственность за несоблюдение законодательства. Другое дело, что повышение уровня налоговой грамотности следует проводить в доступной форме и использовать термины, понятные широким слоям населения.
Низкий уровень налоговой грамотности становится весьма серьезной проблемой для тех физических лиц, которые пытаются открыть свое дело и заниматься коммерческой деятельностью.
Если собственники и топ-менеджеры юридических лиц, давно работающие на рынке, имеют достаточно хорошее представление о налоговых аспектах своей деятельности, то начинающие предприниматели (учитывая уже сказанное) имеют поверхностное и зачастую искаженное представление о налоговых обязанностях.
Так, некоторым индивидуальным предпринимателям кажется, что если им «помогает» какую-то работу делать другой человек, то такие отношения, существующие на возмездной основе, не должны облагаться налогом, поскольку сам ИП за себя уже свои налоги уплатил.
Другой пример – «бесшовный» переход ИП в категорию юридических лиц, который станет доступен осенью этого года. Многие индивидуальные предприниматели даже не представляют, как работает юрлицо и какие налоговые аспекты стоит учесть в обязательном порядке.
Время показывает, что пробелы в сфере налоговой грамотности приводят (и таких примеров много) к негативным последствиям для физических лиц, которые начинают заниматься предпринимательской деятельностью. Им кажется, что можно работать так, как сказал «друг Вася», а представление меняется лишь тогда, когда налоговые нарушения не только допущены, но уже и выявлены проверяющим органом.
Поэтому налоговую грамотность начинающих предпринимателей однозначно нужно повышать. Для самозанятых, которые стали плательщиками налога на профессиональный доход, распространялись соответствующие образовательные материалы. Для ИП и учредителей юрлиц, полагаю, также необходимо разработать специальные пособия по вопросам налоговой грамотности с тем, чтобы снизить количество потенциальных нарушений законодательства.
Екатерина Гамзунова, адвокат, заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей:

– Причин относительно невысокого уровня налоговой грамотности населения видится несколько.
Во-первых, с давних времен функцию налогового агента выполняет наниматель, который занимается и уплатой всех налогов, и перечислением страховых взносов в ФСЗН. Соответственно, наемные работники часто даже не интересуются налоговой темой, поскольку их она мало касается.
Во-вторых, информация налогового характера содержит специфичную терминологию и порой требует специальных знаний для правильного прочтения. В этом еще одна причина того, что в налоговых вопросах многие граждане не могут разобраться самостоятельно.
Показательная ситуация: собственнику бизнеса поступает извещение из налогового органа с предложением предоставить пояснения о расхождении между его доходами и расходами, в т.ч. и из далекого прошлого.
В извещении содержится ряд отсылочных норм, приложение к извещению состоит из десятков страниц. И предприниматель не понимает, как многостраничное приложение правильно заполнить, несмотря на то, что давно занимается бизнесом и постоянно исполняет налоговые обязательства.
Поэтому, видимо, важно не только переводить взаимодействие между налоговыми органами и плательщиками в электронный вариант, но и делать его более доступным, чтобы люди могли всегда посмотреть инструкцию, как правильно заполнять те или иные формы документов для налоговых органов.
Хотя сейчас ситуация в части разъяснительной работы со стороны регулятора выглядит намного лучше, чем пять или десять лет назад. Благодаря регулярным разъяснениям НПА, телеграм-каналам налоговых органов, вебинарам, официальным периодическим изданиям налогоплательщики могут и получают ответы на имеющиеся вопросы.
И этим нужно пользоваться особенно тем, кто планируется в той или иной форме заниматься коммерческой деятельностью и будет обязан самостоятельно исполнять налоговые обязательства.
Самая главная проблема, связанная с низким уровнем налоговой грамотности, касается последствий. Даже частичная неуплата налогов может привести к уголовной ответственности (в случае превышения недоимки в размере двух тысяч базовых величин).
В тот момент, когда вскрываются подобные факты, желание разобраться в налоговых вопросах у виновных быстро возрастает. Но уже поздно, поскольку за неуплату налогов наказание наступит неизбежно. Поэтому повышать налоговую грамотность (самостоятельно или с помощью юристов, адвокатов, налоговых консультантов) нужно своевременно. Это позволит минимизировать риски, реализация которых часто негативно влияет на судьбы людей и бизнеса.