В каких случаях госзакупки отменяют по требованию прокуратуры

С начала апреля 2025 г. Генеральная прокуратура уже несколько раз сообщала об отмене по инициативе районных прокуратур процедур государственных закупок. Изучили причины, по которым надзорные органы по итогам проверок и мониторинга признают процедуры незаконными и предписывают их отменить.
Не указаны дополнительные требования к участникам
Основной причиной вынесения прокуратурой Минского района предписания об отмене процедуры госзакупки на самую крупную из озвученных сумм – более 5,3 млн руб. бюджетных средств – стало отсутствие дополнительных требований к участникам в приглашении к участию в открытом конкурсе по выбору генерального подрядчика для реконструкции здания Дома быта. В частности, неверно были указаны условия о:
наличии у участников опыта исполнения сопоставимых по цене договоров подряда на выполнение работ, составляющих предмет государственной закупки;
количестве положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения сопоставимых по цене работ, которые обязаны представить участники.
Справочно. Дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) определены подп. 1.7 п. 1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) и приложением 1-1 к этому постановлению.
Отсутствие дополнительных требований в конкурсной документации послужило основанием для отмены еще одной процедуры госзакупки в Минском районе – на этот раз на сумму 270 тыс. руб. В документах, размещенных заказчиком на электронной торговой площадке, не значилось требование о способности участника выполнить работы на сумму не менее 50% стоимости предмета госзакупки собственными силами. Между тем это условие впоследствии должно быть включено в договор с победителем процедуры в качестве существенного.
Аналогичное нарушение (неуказание дополнительных требований) допустил заказчик – сельскохозяйственная организация в Кобринском районе. В результате была отменена незаконная процедура госзакупки на сумму более 260 тыс. руб.
Запутались в процедурах
В последнем случае сельхозорганизация и вовсе запуталась с выбором нужной процедуры. В ГИАС было дано объявление о проведении закупки из одного источника, хотя из документации следовало, что организация приглашает к участию в процедуре запроса ценовых предложений. Между тем прокуратура пришла к выводу, что при заявленной стоимости предмета закупки согласно законодательству необходимо проводить электронный аукцион.
Кроме того, в части документов ответственные лица указали источником финансирования закупки собственные средства организации, в то время как оплату предприятие планировало произвести за счет бюджетных средств.
Неверную процедуру закупки избрало и госучреждение в Логойском районе. Оно объявило запрос ценовых предложений в ситуации, когда ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных работах по объекту строительства, указанная в годовом плане госзакупок, превышала 5 тыс. БВ.
Неправильная преференциальная поправка
Вышеупомянутая сельхозорганизация из Кобринского района в дополнение ко всему неверно определила условия применения преференциальной поправки.
Ту же ошибку допустило и предприятие из Минского района, проводившее открытый конкурс по выбору генподрядчика для реконструкции здания. Префпоправка была указана заказчиком на основании уже утратившей силу редакции акта Совмина.
К слову, очередные изменения в постановление № 395 были внесены в начале 2025 г. и действуют с 24 января. Они в т.ч. касаются условий применения префпоправки и подтверждения соответствия некоторым дополнительным требованиям.
В числе других нарушений, выявляемых прокуратурой, – невключение в пакет документов, размещаемых на ЭТП, проекта договора госзакупки. Вместе с тем проект договора нужно представлять участникам для подготовки предложений.
Не только отмена процедуры, но и наказание
Помимо того, что отмена процедуры госзакупки затягивает процесс приобретения необходимых товаров, работ (услуг), выявляемые прокуратурой в ходе проверок нарушения чреваты еще и административной ответственностью должностных лиц организаций-заказчиков.
В большинстве описанных случаев виновных лиц привлекли к ответственности по ч. 3 ст. 12.9 КоАП за нарушение заказчиком предусмотренных законодательством требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложения. Санкция этой статьи предусматривает штраф до 20 БВ.
Как минимум в одном случае должностное лицо привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 12.9 КоАП за нарушение заказчиком предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры государственных закупок. Максимальный штраф по этой норме – 15 БВ.