Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В каких случаях госзакупки отменяют по требованию прокуратуры

Фото: freepik.com

С начала апреля 2025 г. Генеральная прокуратура уже несколько раз сообщала об отмене по инициативе районных прокуратур процедур государственных закупок. Изучи­ли причины, по которым надзорные органы по итогам проверок и мониторинга признают процедуры незаконными и предписывают их отменить.

Не указаны дополнительные требования к участникам

Основной причиной вынесения прокуратурой Минского района предписания об отмене процедуры госзакупки на самую крупную из озвученных сумм – более 5,3 млн руб. бюджетных средств – стало отсутствие дополнительных требований к участникам в приглашении к участию в открытом конкурсе по выбору генерального подрядчика для реконструкции здания Дома быта. В частности, неверно были указаны условия о:

наличии у участников опыта исполнения сопоставимых по цене договоров подряда на выполнение работ, составляющих предмет государственной закупки;

количестве положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения сопоставимых по цене работ, которые обязаны представить участники.

Справочно. Дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) определены подп. 1.7 п. 1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) и приложением 1-1 к этому постановлению.

Отсутствие дополнительных требований в конкурсной документации послужило основанием для отмены еще одной процедуры госзакупки в Минском районе – на этот раз на сумму 270 тыс. руб. В документах, размещенных заказчиком на электронной торговой площадке, не значилось требование о способности участника выполнить работы на сумму не менее 50% стоимости предмета госзакупки собственными силами. Между тем это условие впоследствии должно быть включено в договор с победителем процедуры в качестве существенного.

Аналогичное нарушение (неуказание дополнительных требований) допустил заказчик – сельскохозяйственная организация в Кобринском районе. В результате была отменена незаконная процедура госзакупки на сумму более 260 тыс. руб.

Запутались в процедурах

В последнем случае сельхозорганизация и вовсе запуталась с выбором нужной процедуры. В ГИАС было дано объявление о проведении закупки из одного источника, хотя из документации следовало, что организация приглашает к участию в процедуре запроса ценовых предложений. Между тем прокуратура пришла к выводу, что при заявленной стоимости предмета закупки согласно законодательству необходимо проводить электронный аукцион.

Кроме того, в части документов ответственные лица указали источником финансирования закупки собственные средства организации, в то время как оплату предприятие планировало произвести за счет бюджетных средств.

Неверную процедуру закупки избрало и госучреждение в Логойском районе. Оно объявило запрос ценовых предложений в ситуации, когда ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных работах по объекту строительства, указанная в годовом плане госзакупок, превышала 5 тыс. БВ.

Справочно: согласно подп. 1.3 п. 1 постановления № 395 процедура запроса ценовых предложений применяется, если пороговое значение ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности государственной закупки работ составляет более 500 базовых величин (БВ), но не более 5 тыс.  БВ.

Неправильная преференциальная поправка

Вышеупомянутая сельхозорганизация из Коб­ринского района в дополнение ко всему неверно определила условия применения преференциальной поправки.

Ту же ошибку допустило и предприятие из Минского района, проводившее открытый конкурс по выбору генподрядчика для реконструкции здания. Префпоправка была указана заказчиком на основании уже утратившей силу редакции акта Совмина.

К слову, очередные изменения в постановление № 395 были внесены в начале 2025 г. и действуют с 24 января. Они в т.ч. касаются условий применения префпоправки и подтверждения соответствия некоторым дополнительным требованиям.

В числе других нарушений, выявляемых прокуратурой, – невключение в пакет документов, размещаемых на ЭТП, проекта договора госзакупки. Вместе с тем проект договора нужно представлять участникам для подготовки предложений.

Не только отмена процедуры, но и наказание

Помимо того, что отмена процедуры госзакупки затягивает процесс приобретения необходимых товаров, работ (услуг), выявляемые прокуратурой в ходе проверок нарушения чреваты еще и административной ответственностью должностных лиц организаций-заказчиков.

В большинстве описанных случаев винов­ных лиц привлекли к ответственности по ч. 3 ст. 12.9 КоАП за нарушение заказчиком преду­смотренных законодательством требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложения. Санкция этой статьи преду­сматривает штраф до 20 БВ.

Как минимум в одном случае должностное лицо привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 12.9 КоАП за нарушение заказчиком предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры государственных закупок. Максимальный штраф по этой норме – 15 БВ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by