Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В феврале крепчал не только мороз, но и белорусский рубль

В феврале биржа при возросшей волатильности рубля в России и уменьшении объема торгов на валютном рынке все же позволила белорусскому рублю укрепиться (особенно во второй половине месяца) после январского ослабления. В целом обороты на бирже сократились из-за меньшего количества сессий (20 после 22 в январе) при менее значительном снижении среднего объема торгов за сессию.

При этом на протяжении последних двух лет наблюдается постепенное укрепление и стабилизация курса белорусского рубля. Сдерживающим фактором явилось и «усмирение» инфляции в границах 4,6% за 2017 год.

Кроме того, валютный рынок в феврале оказался менее сбалансированным, чем в январе. Волатильность между сессиями достигала 0,8% по доллару США, 0,5% по евро и 0,8% по российскому рублю, хотя в целом уже не превышала внутридневные приросты с учетом межбанковских торгов, которые продолжаются после прекращения биржевых.

Доллар США

Объем сделок с долларом США сократился к январю (в первую очередь, за счет меньшего количества сессий при значительном сжатии среднего объема торгов) и потерял 28,7% после прироста почти на 1/4 в январе.

В первой декаде рубль достаточно быстро поддался доллару – до месячного максимума USD, после чего достаточно резко снизился почти до месячного минимума в середине второй декады, а затем и до месячного минимума к окончанию третьей декады и завершил месяц на минимальном подъеме, но заметно ниже уровня начала. Большую часть месяца курс доллара изменялся в диапазоне 1,96–1,99. Причем наибольшие колебания наблюдались в середине месяца (см. рис. 1).

За месяц волатильность бир­жевого курса доллара после январского торможения почти не изменилась и составила 2,46%.

Евро

Обороты по евро также резко сократились к январю – на 38,4% (после роста в январе на 20%).

Курс евро держался на стабильно высоком уровне до середины месяца, после чего ушел в плавное пике почти до окончания месяца и закрыл его резким снижением на последней сессии. Диапазон колебаний курса со­ставил 2,410–2,455, при этом амплитуда колебаний уменьшилась. Наибольшие колебания наблюдались в третьей декаде (см. рис. 2).

Волатильность евро умеренно снизилась – до 2,49%.

Российский рубль

По российскому рублю обороты также уменьшились – на 5,4% после снижения в январе на 2,7% (даже значительнее, чем от «бездействия» биржи в рож­дественские каникулы в России). Но при этом наблюдалось неплохое восстановление среднего объема торгов за сессию (+4,1% к январю после -16% в январе).

Рубль в России был достаточно волатилен к доллару на протяжении месяца с колебаниями в коридоре в 1,6 RUR (после 1,8 RUR в январе) и закрыл месяц чуть выше начала, изменяясь от почти минимального значения в 56,26 RUR до уровня в 56,37 RUR за USD. Вместе с тем рубль допускал резкую просадку в первой декаде. При этом белорусский рубль в первой декаде значительно укрепился к рос­сийскому, после чего отступил почти на половину прироста к середине второй декады, снова отступил  почти до начального уровня и резко укрепился на последней сессии месяца. Основные изменения курса происходили в диапазоне 3,46–3,50 BYN за месяц. Наибольшие колебания пришлись на последнюю декаду (см. рис. 3).

В целом за месяц волатильность биржевого курса российского рубля заметно снизилась – до 2,24% – после резкого роста в январе.

Укреплению рубля в феврале способствовала и сохраняющаяся уже два года чистая продажа валюты. Причем население в феврале продало на чистой основе 217 млн. USD наличной валюты, что вдвое больше чистой продажи в январе. Рост чистой продажи произошел за счет заметного снижения интереса к покупке валюты. Если продажа наличной валюты в феврале снизилась на 3,8% по сравнению с январем – до 562,2 млн. USD, то покупка валюты упала сразу на 37,5%, до 345,2 млн. USD.

Субъекты хозяйствования в январе–феврале были чистыми покупателями валюты суммарно за два месяца на 262 млн. USD.

Ожидается, что и в текущем году у населения сохранится тенденция к расходованию валютных накоплений (в т.ч. депозитов) для поддержания уровня потребления при снизившихся доходах, хотя объемы чистой продажи могут уменьшиться.

Февраль возобновил умеренное давление на российский рубль, который все же сохранил стабильность к доллару США, но на этом фоне белорусский рубль немного укрепился к российскому. И если RUR уступил USD всего 0,2% за месяц, то наш рубль потеснил российский на 1,2%, и при этом отыграл 1% у доллара. В складывающейся ситуации при ценах на нефть в районе 65–67 USD за баррель дальнейшее укрепление RUR весной 2018 г. вполне вероятно, при этом допустимо ослабление и BYN к RUR. К доллару же рубль вполне может сохранять стабильность в диапазоне 1,95–2,00 BYN.

В феврале инвестиционная привлекательность продолжила радовать рублевых инвесторов из-за небольшого укрепления курса рубля к доллару по итогам месяца. Так, если средние ставки по новым рублевым депозитам для физических и юридических лиц находились в диапазоне 5–10% годовых (это 0,4–0,8% в месяц), то валютные могли предложить доходность не более 1,6% годовых (до 0,13% в месяц). Тем самым, взяв за основу рублевую доходность (плюс 1% от укрепления рубля к доллару за месяц), получим +1,4–1,8% эффективной доходности за месяц, что кратно превысило месячную доходность валютных депозитов.

За прошедший год рубль уступил доллару всего 3,9%, а самая высокая доходность принесла бы чистый эффект более чем вдвое выше эквивалентного валютного депозита. Рублевый депозит за год принес его владельцу около 11–15% (в начале 2017 г. рублевые ставки продолжали снижение), тогда как валютный – 3,9% скрытого курсового прироста +2,5% за счет процентной ставки, итого 15% против 6,4% или +8,6% в пользу рублевого вклада при максимально воз­можных на тот момент ставках и курсовой стабильности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by