В ДТП виноват работник организации: иск в порядке суброгации заявят к нанимателю

Договор страхования позволяет переложить ответственность за последствия события (происшествия) на страховую организацию. Последняя, выплатив страховое возмещение, в определенных случаях приобретает право требовать от виновного лица компенсации в размере выплаченной суммы. Этот механизм называют суброгацией, он позволяет страховщикам возместить свои расходы и предотвратить неосновательное обогащение виновной стороны.
Когда возможна суброгация
Для применения суброгации необходимо наличие следующих условий:
1) страховой случай: должен произойти страховой случай, предусмотренный договором страхования;
2) выплата возмещения: страховщик должен выплатить страховое возмещение потерпевшему;
3) существование виновного лица: должно быть установлено лицо, ответственное за причинение вреда;
4) правовые основания: следует соблюсти условия, предусмотренные законодательством и договором страхования.
Так, согласно п. 127 Положения об обязательном страховании, утв. Указом от 18.03.2025 № 108, основаниями для применения суброгации по договору об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор ОСГО) к виновному лицу служат, в частности:
● управление транспортным средством (далее – ТС) в состоянии алкогольного опьянения;
● отсутствие у лица, причинившего вред, водительских прав;
● совершение преступных действий с использованием ТС;
● использование ТС в дорожном движении без заключения договора страхования.
Важно: требование в порядке суброгации необходимо предъявить вовремя, т.е. в пределах срока исковой давности. |
Судебная практика:
Как показывает судебная практика 2025 г., срок исковой давности для подачи иска в порядке суброгации начинает течь с момента окончания срока действия договора страхования, а не со дня, когда произошел страховой случай (ст. 856 ГК).
Пример
Между организацией и страховой компанией был заключен договор ОСГО. В результате ДТП с участием ТС, принадлежащего страхователю, автомобилю физического лица причинен ущерб, который был оплачен за счет средств страховой компании. Поскольку автотранспортом организации-страхователя управлял сотрудник в состоянии алкогольного опьянения, страховая компания в порядке суброгации заявила требование в эконмический суд о взыскании с организации страхового возмещения, выплаченного пострадавшему.
Организация возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что требование заявлено страховщиком за пределами срока исковой давности: ДТП произошло 25.06.2021, а претензия предъявлена только 26.07.2024, то есть спустя более чем 3 года со дня совершения ДТП.
Суд удовлетворил требования страховой компании. При этом суд руководствовался ст. 823 ГК, согласно которой (п. 3) договор страхования ответственности за причинение вреда в данном случае считается заключенным в пользу физического лица, которому причинен вред (выгодоприобретателя). Поскольку по требованию физлица начало срока исковой давности к страховщику определялось бы в соответствии с правилами ст. 856 ГК, то и требование страховой компании рассматривается по тем же правилам.
Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение суда первой инстанции в силе (постановление по делу № 157ЭИП24753, портал court.gov.by).
Приведенный пример лишний раз подчеркивает не только важность соблюдения правил дорожного движения, но и необходимость тщательного контроля со стороны работодателя за поведением сотрудников и повышения уровня их ответственности. Страховщики, как видим, имеют право взыскивать убытки с организаций, если их работники нарушают закон, что может привести к значительным финансовым потерям.
Не менее важно помнить об условиях и сроках, предусмотренных законодательством для предъявления суброгационных требований: такие сроки могут выходить за пределы общеустановленной 3-летней исковой давности.