В Беларуси закрепили правила для учеников и их родителей

В образовательном процессе взаимодействуют три стороны – педагоги, учащиеся и родители. Чтобы такое взаимодействие было наиболее эффективным, Минобразования разработало отдельные правила для всех этих категорий участников процесса. Посмотрим, что предусматривают такие правила.
Первоначально, более 2 лет назад, приказом Минобразования от 10.06.2022 № 401 были утверждены Правила педагогических работников, представляющие собой свод преимущественно этических норм для учителей. А вот для других участников образовательного процесса такие нормы тогда не зафиксировали.
Ситуация изменилась на днях – приказом Минобразования от 21.11.2024 № 505 первоначальный приказ № 401 дополнен Правилами родителей и Правилами учащихся. Понятно, что положения всех трех сводов правил пересекаются и дополняют друг друга, но в то же время учитывают специфику различных участников образовательного процесса.
Идеальный педагог – кто он?
Хотя Правила для педагогических работников действуют уже пару лет, напомним, на что Минобразования ориентирует их в образовательной деятельности.
Итак, педагогический работник должен быть образцом профессионализма и иметь безупречную репутацию. В своей деятельности он обязан:
– реализовывать госполитику в сфере образования;
– уважать достоинство учащихся, их законных представителей и коллег;
– добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности, совершенствовать свой профессионализм;
– формировать у учащихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;
– быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения;
– быть доброжелательным, вежливым и тактичным, избегать конфликтов;
– сохранять тайну лично доверенной информации, но в рамках законодательства;
– создавать позитивные взаимоотношения с учащимися и коллегами;
– соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
– внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педработника.
Чего Минобразования ожидает от родителей
Как и учителя, родители обязаны формировать у детей гражданственность, патриотизм, воспитывать их на основе культурных и духовных традиций белорусского народа. И, конечно, родители должны уважать честь и достоинство учителей и других участников образовательного процесса.
Кроме того, родителям необходимо:
1) обеспечивать условия для воспитания, получения образования и развития детей;
2) добросовестно и качественно выполнять обязанности родителей, являться для детей образцом;
3) создавать условия для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации ребенка, защищать его права и законные интересы;
4) обеспечивать выполнение детьми требований учителей, правил внутреннего распорядка учреждения образования, правил для учащихся;
5) избегать конфликтов с учителями, другими родителями, быть доброжелательными, вежливыми и тактичными;
6) поддерживать с участниками образовательного процесса конструктивные и доверительные отношения, взаимодействовать с учителями по вопросам воспитания и обучения детей;
7) создавать позитивные взаимоотношения с учащимися и другими родителями;
8) соблюдать этические нормы и правила поведения, в т.ч. в интернете, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;
9) внешним видом, поведением и культурой общения быть положительным примером для своего ребенка и других учащихся.
10) улучшать психолого-педагогические навыки.
Отметим, что правила, указанные в п.п. 1 и 4, перешли в ведомственный приказ из ст. 34 Кодекса об образовании (далее – Кодекс), а правила из п.п. 5–7, по сути, более подробно раскрывают обязанность уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса из той же статьи.
Остальные правила, например, предполагающие, что родители должны «улучшать психолого-педагогические навыки», в Кодексе не фигурируют. Но в нем есть указание, что иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются другими актами законодательства, а также учредительными документами и иными локальными правовыми актами (ЛПА) учреждений образования. А приказ № 401 предписывает обеспечить соответствие ему ЛПА. Поэтому новые правила, скорее всего, следует расценивать не как рекомендации по поведению родителей, а как их прямые обязанности с точки зрения государства.
Какие правила должны соблюдать учащиеся
Учащийся, со своей стороны, обязан уважать честь и достоинство учителей, учащихся и других участников образовательного процесса, добросовестно относиться к учебе, общественным поручениям, требованиям учителей и родителей, а по завершении обучения должен быть «готов занять достойное место в обществе».
Кроме того, учащиеся должны:
1) быть патриотами своей страны, малой родины, учреждения образования;
2) вежливо и доброжелательно общаться с учителями, другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;
3) активно участвовать в общественной жизни учреждения образования;
4) добросовестно учиться, овладевать знаниями, умениями, навыками, заниматься самовоспитанием, развитием своих способностей;
5) выполнять правила поведения учащихся, обязанности учащихся и правила внутреннего распорядка учреждения образования;
6) уважительно относиться к членам своей семьи, учителям, учащимся и другим участникам образовательного процесса;
7) выполнять требования учителей и родителей по использованию устройств связи и видеозаписи, интернет-связи, соблюдать правила поведения в интернете;
8) соблюдать деловой стиль одежды, иметь опрятный внешний вид, поддерживать порядок на своем рабочем месте;
9) уважать национальные и религиозные чувства всех участников образовательного процесса;
10) бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в нем и на его территории.
Установки из преамбулы (кроме «занятия места в обществе») и п. 10 опять же перешли в Правила из Кодекса. Часть других пунктов развивает эти установки. Но, например, про использование устройств связи и видеозаписи в Кодексе ничего не говорится. Теперь же у учреждений образования есть легальное основание прописать такие правила в своих ЛПА, что позволит поставить точку в дискуссии о пределах использования мобильников в школе.