В Беларуси ужесточат требования к маркетплейсам: обсуждается проект Указа

Владельцев маркетплейсов обяжут принимать от покупателей импортные товары ненадлежащего качества и отвечать за убытки, причиненные потребителю. Это лишь малая часть новых требований, которые хотят ввести в Беларуси для интернет-площадок.
Каким документом введут новации
В Беларуси подготовлен проект Указа «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Сфера регулирования нового акта:
● оказание услуг интернет-площадок;
● дистанционная торговля через интернет-магазин;
● формирование цен на товары, поставляемые на экспорт;
● размещение рекламы на сайтах владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Что изменится для маркетплейсов
Под интернет-площадкой в проекте понимается сайт, позволяющий вести дистанционную торговлю одновременно двум и более продавцам, т.е. маркетплейс.
Для владельцев маркетплейсов собираются ввести, в частности, такие требования:
● с 01.07.2027 интернет-площадка сможет предлагать товары потребителям в Беларуси только при условии включения сведений о ней в Торговый реестр РБ;
● иностранный владелец маркетплейса обязан будет создать в Беларуси юрлицо, которое должно обеспечить в т.ч. прием и рассмотрение обращений к иностранному владельцу, исполнение решений судов и предписаний белорусских госорганов в отношении владельца;
● владельцы маркетплейсов обязаны не допускать дискриминации продавцов, обнародовать внятные критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, принципы их ранжирования в поисковой выдаче, обеспечить защиту персональных данных;
● если товар предлагает иностранный продавец, владелец интернет-площадки обязан принять от потребителя товар ненадлежащего качества, провести при необходимости его проверку и экспертизу, возместить потребителю убытки, причиненные в результате продажи некачественного товара.
Еще одна новация — МАРТ сможет выносить решения об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нарушений вышеприведенных и иных требований.
Причины новаций — засилье импорта
Необходимость ужесточения требований разработчики Указа обоснуют тем, что маркетплейсы стали одним из основных каналов дистрибуции импортных товаров. В частности, речь о дешевой китайской и узбекской продукции легпрома.
Авторы проекта ссылаются на данные Белстата: в 2024 г. доля продажи белорусских товаров в рознице снизилась по сравнению с 2023-м на 3,1% — до 56,4%, причем доля непродовольственных товаров составила и вовсе 37,3%.
Кроме того, белорусские компании порой сталкиваются с ограничениями при реализации своих товаров на крупных иностранных интернет-площадках.
В свою очередь, фактическое возложение на владельцев маркетплейсов обязанностей продавцов-нерезидентов призвано усилить защиту потребителей.
Обсудить проект можно до 29 сентября 2025 г. на Правовом форуме Беларуси.