В Беларуси увеличены ставки утильсбора на автомобили
С 16 июля 2019 г. в нашей стране будут увеличены ставки утилизационного сбора на транспортные средства (далее – утильсбор), причем достаточно существенно (на 10%). Это увеличение предусмотрено постановлением Совмина от 01.07.2019 № 437 «Об утилизации транспортных средств», утвердившим перечень видов и категорий транспортных средств, которые облагаются утильсбором, и его новые ставки.
Как и ранее, ставки утильсбора на автомобили, которые ввозятся либо уже ввезены гражданами для личного пользования, будут зависеть не от объема двигателя, а исключительно от их даты выпуска: для транспортных средств не старше 3 лет они в полтора раза ниже, чем для более старых.
Для легковых автомобилей, которые ввозятся для личного пользования (неважно, откуда), а также из стран – участников Евразийского экономического союза, кроме помещенных под таможенный контроль, ставки утильсбора составят 544,5 руб. для автомобилей не старше 3 лет, и 816,7 руб. для более старых машин. Те же ставки установлены и для электромобилей, при этом авто с гибридным двигателем облагаются утильсбором по другим, более высоким ставкам.
В свою очередь, для легковых автомобилей, ввозимых (ввезенных) не для личного пользования, а, например, для перепродажи, будут, как и ранее, действовать более высокие ставки утильсбора, которые зависят как от рабочего объема двигателя, так и от их даты выпуска. По сравнению со ставками, установленными действующим в настоящее время постановлением Совмина от 27.02.2014 № 172 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64», они также увеличены на 10%.
Например, за почти новый легковой автомобиль 2017 г. выпуска с рабочим объемом двигателя от 2000 до 3000 куб. см с 16 июля т.г. придется заплатить 2787,8 руб. утильсбора (сейчас – 2534,4 руб.), или около 1400 USD. А за такую же машину 2015 г. выпуска и старше величина сбора составит уже 17 554,7 руб. (сейчас – 15 958,8 руб.), т.е. без малого 9000 USD, что в большинстве случаев делает ввоз таких автомобилей для перепродажи просто бессмысленным.
Что касается иных транспортных средств – грузовых автомобилей, автобусов и другой пассажирской техники, то для них также установлены новые, увеличенные на те же 10% ставки утильсбора. Так, для грузовых автомобилей, в т.ч. повышенной проходимости, а также для специальных и специализированных транспортных средств в зависимости от полной массы и даты выпуска они составят от 4083,7 до 96 376,5 руб., для автобусов и другой пассажирской техники – от 4900,5 до 42 471 руб.
Для самосвалов, предназначенных для работы в условиях бездорожья, ставки утильсбора составят от 111 078 до 326 700 руб. в зависимости от полной массы и даты выпуска этих транспортных средств. При этом на прицепы и полуприцепы ставки меняться не будут и по-прежнему составят 38 640 руб.
Кроме того, постановлением № 437 утвержден новый перечень документов, подтверждающих освобождение от утилизационного сбора, приведенный в приложении 1 к этому нормативному акту.
Напомним, что исчерпывающий перечень случаев, когда за транспортные средства не надо вносить этот платеж, установлены в п. 1 ст. 302 Налогового кодекса. В соответствии с ним от утильсбора освобождены следующие ввозимые (ввезенные) в Беларусь транспортные средства:
– в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
– предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких представительств, учреждений, организаций и образований, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Беларуси постоянно и не являются гражданами нашей страны;
– помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утильсбор был уплачен в установленном порядке;
– обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утильсбор был уплачен в установленном порядке;
– находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
В этот перечень также входят транспортные средства:
– произведенные (изготовленные) на территории Беларуси организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Совмином, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы Беларуси и впоследствии ввозимых (ввезенных) в нашу страну;
– предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется соответствующими государственными органами, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утильсбор был уплачен в установленном порядке;
– задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством.
Иные случаи освобождения от утильсбора могут быть установлены Президентом.