В Беларуси скоро заработает финансовый маркетплейс
Фото: bcse.by
Белорусская валютно-фондовая биржа готовит к запуску финансовый маркетплейс. Уже в декабре 2025 года пользователи смогут совершать на нем реальные сделки.
Все финансовые продукты в одном месте
Председатель правления Белорусской валютно-фондовой биржи Андрей Аухименя, выступая на XXI Международном форуме по банковским информационным технологиям «БАНКИТ-2025», рассказал о запуске нового проекта — национального финансового маркетплейса.
По его словам, цель проекта — развитие отечественного финансового рынка и повышение активности его участников. Благодаря маркетплейсу предприятия смогут проще привлекать инвестиции для развития своего бизнеса, а граждане — инвестировать свои средства и получать дополнительный доход.
Запуск и первые размещения
Платформа начнет работу 15 декабря 2025 г. Уже на старте на ней планируются первичные размещения акций и облигаций белорусских предприятий, рассказал А. Аухименя. В дальнейшем на маркетплейсе будут представлены и продукты финансовых организаций.
По результатам опроса, около 85% банков выразили заинтересованность в использовании платформы.
«В 2026 г. на площадке появятся отдельные банковские и страховые продукты. Опрос банков и страховых компаний показал высокую их заинтересованность в использовании маркетплейса для продвижения своих продуктов», — рассказал А. Аухименя.
В перспективе планируется интеграция на маркетплейсе всех финансовых услуг страны, чтобы бизнес получил новый канал привлечения капитала.
Как будет работать маркетплейс
После запуска пользователи смогут открывать счета на бирже и счета депо для операций с ценными бумагами на финансовом рынке, а также переводить средства на торговый счет на маркетплейсе для покупки акций и облигаций.
Кстати, акции российских эмитентов теоретически также могут быть размещены на белорусском маркетплейсе, законодательных барьеров для этого нет. Однако пока внутренний финансовый рынок недостаточно глубокий и емкий для крупных зарубежных размещений, выход иностранных эмитентов на национальный финансовый маркетплейс решено отложить.
Основная задача — доступность финансовых услуг
Вопрос стоимости услуг маркетплейса еще окончательно не решен.
«Комиссии будут, но будут ли они относиться на наших граждан, мы пока не определились», — уточнил А. Аухименя.
Он подчеркнул, что планируется внедрить такую систему монетизации маркетплейса, чтобы новая финансовая платформа была максимально привлекательной для граждан.
«Мы должны повысить доступность всех финансовых услуг в каждой точке нашей прекрасной Беларуси. Это основная задача», — подчеркнул спикер.
Он обратил внимание, что в регионах граждане знают зачастую только два-три банка и одну, самую крупную, страховую компанию в стране. Маркетплейс должен изменить ситуацию, расширив представление граждан о финансовых возможностях.