В Беларуси расширят систему платных дорог. Затронет и Минскую кольцевую

Правительство определилось с целями и задачами развития платных дорог в Беларуси на период до 2030 года. Протяженность платных дорог хотят нарастить до 2,1 тыс. км, в т.ч. за счет МКАД, а при сборе платы за проезд – внедрить справедливую дифференциацию ее размера в зависимости от различных критериев.
Концепция развития системы платных автомобильных дорог утверждена постановлением Совмина от 20.12.2024 № 991, вступившим в силу с 26 декабря 2024 г. В нем детализируются положения Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года в части создания высокоскоростных автомобильных дорог первой технической категории и развития интеллектуальных транспортных систем.
Поскольку Концепция – документ программного характера, особой конкретики он не предполагает, но кое-какие интересные факты и детали из него можно узнать.
По большому счету Концепция провозглашает 2 основные цели: 1) повысить качество автодорог и обеспечить безопасность дорожного движения; 2) увеличить поступления в республиканский дорожный фонд от платы за проезд транспортных средств. Остальные цели – производные от них.
Из Концепции следует, что на 1 октября 2024 г. общая протяженность участков платных дорог в Беларуси составила 1787 км.
К 2030 г. планируется увеличить их протяженность до 2,1 тыс. км. При планировании расширения системы платных автодорог учтены данные об интенсивности движения и влиянии платности на перераспределение транспортных потоков.
Наиболее перспективными для включения в состав платных автодорог признаны участки дорог Р-53 Слобода – Новосады, М-3 Минск – Витебск, Р-28 Минск – Молодечно – Нарочь, Р-58 Минск – Калачи – Мядель, М-14 Вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Минска, М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) – Витебск – Гомель – граница Украины (Новая Гута), М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, кольцевой дороги вокруг г. Минска.
Одновременно будет совершенствоваться действующая в Беларуси система электронного сбора платы («ЕТС-Система»). Одно из направлений ее развития – внедрение справедливой дифференциации собираемой за проезд платы в зависимости от:
-
экологического класса транспортного средства (с двигателями внутреннего сгорания либо электротранспорт);
-
временного фактора (время суток, день недели, время года);
-
фактической массы транспортного средства;
-
страны регистрации автомобиля.
Повысить эксплуатационную привлекательность платных автодорог власти рассчитывают за счет такого повышения их качества, которое позволит уйти от сезонных ограничений по нагрузкам на оси, чтобы обеспечить непрерывность движения на востребованных логистических маршрутах в любых климатических условиях.
Финансировать преобразования будут за счет средств частных инвесторов, республиканского бюджета, инвестиционного фонда Минтранса, иных источников.
План конкретных мероприятий по реализации Концепции на 2025 год Минтрансу поручено утвердить до 25 января.