Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №54(2748) от 23.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1467
EUR:
3.4177
RUB:
3.584
Золото:
242.07
Серебро:
2.94
Платина:
95.91
Палладий:
91.15
Назад
Проекты НПА
сегодня в 00:00 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси могут вырасти затраты на ликвидацию компании

Фото: flectone.ru

С 19 ноября 2024 г. в Беларуси должны ввести единые формы ликвидационного баланса. Установление форм промежуточного и «окончательного» балансов вытекает из новых норм Гражданского кодекса. Необходимость внесения в формы, предложенные в проекте постановления Совмина, большого объема данных может привести к росту стоимости услуг по ликвидации компании, констатируют сами авторы проекта.

В числе новаций ГК, вступающих в силу через 4 месяца, – корректировка порядка ликвидации юридического лица. Среди прочего изложены в новой редакции нормы ст. 59 ГК, касающиеся составления промежуточного и итогового ликвидационного баланса.

В частности, введен срок для составления и утверждения обоих документов – он не должен превышать один месяц:

– с даты окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица – для промежуточного ликвидационного баланса;

– с даты завершения расчетов с кредиторами – для ликвидационного баланса.

Кроме того, ст. 59 ГК дополнена п. 5-1, в силу которого формы промежуточного и ликвидационного балансов юрлица, за исключением банка, НКФО, устанавливаются Правительством, а аналогичные формы для банковского сектора – Нацбанком.

В настоящее время на общественное обсуждение вынесен проект постановления Совмина, которым планируется утвердить соответствующие формы – их обязаны будут применять все ликвидируемые юрлица, за исключением банков и НКФО.

Так, предлагаемая форма промежуточного баланса включает 6 разделов: «Общие сведения о ликвидации», «Сведения о кредиторах и кредиторской задолженности», «Сведения о составе имущества», «Сведения о нераскрытой информации (НОУ-ХАУ)», «Объекты интеллектуальной собственности», «Сведения о лицах, составивших промежуточный ликвидационный баланс». Форма ликвидационного баланса состоит из 7 разделов, 6 из которых имеют аналогичные названия, а дополнительный раздел именуется «Сведения об источниках средств, за счет которых осуществлена ликвидация».

При этом содержание одноименных разделов балансов, составляемых на разных этапах процедуры ликвидации, естественно, отличается. Например, в промежуточном балансе раздел о кредиторах должен содержать информацию о: кредиторской задолженности, выявленной ликвидационной комиссией (ликвидатором) (далее – ликвидатор); заявленных кредиторами и установленных ликвидатором требованиях; кредиторской задолженности, числящейся на учете должника, но незаявленной. Этот же раздел ликвидационного баланса должен включать сведения о: предъявленных и признанных требованиях кредиторов, в т.ч. по решению суда; удовлетворенных (исключенных) требованиях; кредиторской задолженности, не признанной ликвидатором, если кредитор не обращался с иском в суд, а также в удовлетворении которой отказано судом; задолженности, числящейся на учете должника, но незаявленной.

Отметим, что раздел промежуточного баланса, посвященный составу имущества, предполагает отражение в нем стоимости имущества не только по данным бухучета, но и по результатам независимой оценки.

Между тем законодательством не установлена обязательность проведения оценки стоимости имущества при ликвидации. На это указывают и разработчики в обосновании к проекту, признавая: из-за этого у ликвидаторов могут возникнуть сложности при заполнении формы, вызванные отсутствием результатов оценки имущества. Также разработчики проекта не исключают трудностей с заполнением формы при ликвидации крупных компаний, сопровождающейся массовым высвобождением работников, либо наличием большого количества кредиторов в корреспонденции с отсутствием первичных учетных документов.

Необходимость внесения в форму большого объема различных сведений о кредиторах и имуществе способна привести к увеличению сроков ликвидации и росту затрат на нее в силу удорожания стоимости услуг ликвидаторов, прогнозируют разработчики.

Но эти возможные минусы компенсируются, по мнению авторов обоснования, плюсами: детализация баланса поспособствует большей защите прав кредиторов при возможных спорах с ликвидатором, а если спор дойдет до суда – облегчит процесс доказывания.

Высказаться по поводу предлагаемых для утверждения форм можно до 29 июля включительно на Правовом форуме Беларуси. А вступить в силу постановление должно 19 ноября 2024 г., одновременно с изменениями в ГК.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений