Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №46(2740) от 21.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1764
EUR:
3.4043
RUB:
3.7577
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси изменяются правила рекламы

В законодательство о рекламе внесены существенные изменения. 6 января 2024 г. принят Закон № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – Закон № 353‑З), которым скорректирован Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Изменения вступают в силу с 12 июля 2024 г., за исключением отдельных норм (указываем дополнительно).

Отметим, что ряд корректировок существенно не изменяет регулирование рекламного бизнеса, поскольку в Закон о рекламе перенесены положения подп. 4.6 п. 4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», Указа от 11.06.2021 № 215 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», Указа от 02.11.2021 № 426 «О размещении (распространении) рекламы» (далее – Указ № 426).

Объекты рекламирования

Уточнено понятие объекта рекламирования. К таким объектам отнесены доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, иное обозначение (логотип, эмблема, знак, символ и др.), информационный ресурс сети Интернет.

Объекты рекламирования – продукция, товар, работа или услуга, организация, гражданин, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, капитальное строение (здание, сооружение), иное имущество, средство индивидуализации участника гражданского оборота, товара, доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, иное обозначение (логотип, эмблема, знак, символ и др.), информационный ресурс сети Интернет, результат интеллектуальной деятельности, конкурс, лотерея, игра, иное игровое, рекламное или иное мероприятие, пари, права, охраняемые законом интересы, обязанности организаций или граждан, явление (мероприятие) социального характера.

Социальная реклама

К социальной рекламе отнесена реклама по вопросам продвижения национальных фильмов (ст. 2 Закона о рекламе).

Социальная реклама – реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, явлений (мероприятий) в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, обеспечения государственной и (или) общественной безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования природных, топливно-энергетических и других видов ресурсов, в т.ч. по вопросам охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, деятельности хосписов, благотворительных фондов, сохранения историко-культурного, духовного наследия, продвижения национальных фильмов, профилактики правонарушений, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развития международного сотрудничества в указанных сферах, либо иных явлений (мероприятий) социального характера, которая направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рек­ламодателями которой являются государственные органы.

Законом № 353-З введена обязанность рекламораспространителей обеспечивать по требованию государственных органов размещение на принадлежащих им средствах наружной рекламы социальной рекламы государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности. Период размещения рекламы будет определяться государственным органом в каждом конкретном случае и указываться в этом требовании.

При этом такая обязанность вводится вне действующих обязательных лимитов на размещение социальной рекламы – в пределах 5% годовой стоимости услуг по размещению рекламы по итогам предыдущего финансового года (в п. 2 ст. 24 Закона о рекламе).

Запрет на размещение ИП рекламы третьих лиц

С 12 июля 2024 г. Законом № 353‑З фактически введен запрет на осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности по размещению наружной рекламы третьих лиц.

Так, п. 1 ст. 13 Закона о рекламе дополнен положением, согласно которому деятельность по размещению (распространению) наружной рекламы третьих лиц на принадлежащих рекламораспространителям средствах наружной рекламы вправе осуществлять только рекламораспространители, являющиеся организациями.

Реестр рекламораспространителей

В п. 14 ст. 10 Закона о рекламе перенесены нормы Указа № 426, регулирующие порядок создания и ведения реестра рекламораспространителей.

Реестр рекламораспространителей создан с 1 января 2022 г. Услуги по размещению (распространению) рек­ламы вправе оказывать рекламораспространители, включенные в данный реестр, за исключением случаев, установленных Указом № 426.

Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы рекламораспространителем, не включенным в реестр, является незаконным и запрещается.

При этом Законом № 353-З скорректирован утвержденный Указом № 426 перечень услуг по размещению (распространению) рекламы, которые рекламораспространители вправе оказывать без включения в реестр. Из него исключены услуги по размещению рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (в т.ч. с использованием рекламных сервисов), не связанные с размещением в сетевом издании.

Таким образом, с 12 июля 2024 г. оказание услуг по размещению рек­ламы в сети Интернет юрлицами и ИП, не включенными в реестр рекламораспространителей, запрещается.

Рекламораспространители вправе без включения в реестр оказывать услуги по размещению (распространению) наружной рекламы, а также рекламы:

– на транспортных средствах и внутри их салонов;

– посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты;

– в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), а также в мес­тах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;

– на бумажном носителе, не относящемся к печатному средству массовой информации;

– иной, определенной Совмином.

Согласование размещения рекламы

Законом № 353-З, предусмотрены изменения порядка согласования рекламы.

Во-первых, размещение наружной рекламы на территории соответствующей области допускается после ее согласования с гор(рай)исполкомами по месту ее размещения, на территории г. Минска – Мингорисполкомом. При этом гор(рай)исполкомы согласовывают эту рекламу с соответствующими облисполкомами (п. 4 ст. 13 Закона о рекламе).

При наличии такого согласования гор(рай)исполкомами последующее размещение (распространение) этой наружной рекламы на территории соответствующей области допускается без ее повторного согласования, при наличии согласования Мингорисполкома последующее размещение (распространение) этой наружной рекламы на территории г. Минска допускается без ее повторного согласования.

Таким образом, для последующего размещения уже согласованной наружной рекламы на территории иной области требуется повторное ее согласование с гор(рай)исполкомом по месту ее размещения, который в свою очередь согласовывает эту рекламу с соответствующим обл­исполкомом.

Под наружной рекламой понимается реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

Во-вторых, размещение рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище допускается после ее согласования с Минздравом (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 15-1 Закона о рекламе).

Вместе с тем допускается размещение на телевидении рекламы безрецептурных лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники без ее согласования с Минздравом.

В-третьих, размещение рекламы об учебе за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, допускается после ее согласования с Минобразования и МВД (п. 2 ст. 19 Закона о рекламе).

Требования к характеристикам и местам размещения средств наружной рекламы

Местные органы власти вправе устанавливать требования к средствам наружной рекламы.

Законом № 353-З расширена такая компетенция местных органов влас­ти. Внесены дополнения в п. 1 ст. 9 и п. 3 ст. 13 Закона о рекламе.

Местные исполнительные и распорядительные органы вправе установить своими решениями требования к размеру и иным (любым) характеристикам, а также местам размещения средств наружной рекламы, а в отношении средств наружной рекламы, размещаемых на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны – по согласованию с Минкультуры.

Требование о проведении торгов

С 12 января 2024 г. Законом № 353 предоставляется право государственным операторам наружной рек­ламы размещать средства наружной рекламы на государственном недвижимом имуществе без проведения торгов (в п. 13 ст. 10 Закона о рекламе).

К государственным операторам отнесены государственные организации, хозяйственные общества, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц, выполняющие функции оператора наружной рекламы.

Трансляция рекламы на радио и телевидении

Законом № 353-З на 2 минуты увеличивается время для размещения рекламы в программах, транслируемых в вечернее время. Изменения вносятся в п. 1 ст. 11 Закона о рекламе. Так, в период с 18.00 до 22.00 рек­лама не должна превышать 18 минут в течение каждого часа. Ранее время для рекламы не должно было превышать 16 минут.

Снимается запрет на размещение рекламы в виде наложений в передачах продолжительностью менее 15 минут. Прерывание рекламой передач продолжительностью менее 15 минут не допускается. Вместе с тем такие передачи могут совмещаться с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в т.ч. способом «бегущей строки» (дополнен п. 2-1 ст. 11 Закона о рекламе).

Скорректированы положения Закона о рекламе, в которых говорится о требованиях к громкости звука рек­ламы. Предусмотрено, что уровень звука рекламы, сообщения о ее последующей трансляции не должен превышать уровня звука передачи, прерываемой рекламой.

При этом исключена норма об установлении МАРТ и Минсвязи параметров соотношения и методики (методов) измерений эквивалентного уровня звука рекламы (сообщения о ее последующей трансляции) и эквивалентного уровня звука транслируемой программы, прерываемой рекламой. Напомним, что соответствующий нормативный правовой акт так и не был принят в развитие данной нормы.

Реклама ценных бумаг

Внесены корректировки в отношении рекламы эмиссионных ценных бумаг (ст. 22 Закона о рекламе).

Уточнено, что при производстве, размещении (распространении) рек­ламы ценных бумаг не допускается рекламировать эмиссионные ценные бумаги, предлагаемые к открытой подписке (продаже), без раскрытия зарегистрированного в установленном законодательством порядке проспекта эмиссии, за исключением случаев, когда раскрытие проспекта эмиссии не требуется в соответствии с законодательством.

При этом реклама эмиссионных ценных бумаг не должна содержать информацию, противоречащую текс­ту зарегистрированного в установленном законодательством порядке проспекта эмиссии.

Эти нормы вступили в силу с 12 января 2024 г.

Размещение средств наружной рекламы на памятниках архитектуры

Законом № 353-З внесены корректировки в положения о порядке размещения средств наружной рекламы на памятниках архитектуры (ст. 13 Закона о рекламе).

Во-первых, уточнено, что не требуется согласование эскиза средства наружной рекламы с Минкультуры при размещении средств наружной рекламы на капитальных строениях (зданиях, сооружениях), иных объектах, которые находятся на территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и не относятся к исторической застройке.

Напомним, что разрешение на размещение средства наружной рекламы выдается местным органом власти после получения согласования эскиза средства наружной рекламы с Минкультуры в случае размещения средства наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2», без категории и на их территориях.

Во-вторых, закреплены требования к размещению средств наружной рекламы на памятниках архитектуры. Они вступят в силу с
1 июля 2025 г.

Так, средства наружной рекламы:

не должны создавать препятствий для визуального восприятия объемно-пространственных решений, элементов и деталей архитектурного декора недвижимых материальных историко-культурных ценностей, а также окружающей среды;

должны размещаться отдельными буквами, знаками и (или) иными изображениями, за исключением средств наружной рекламы, закрепленных консольно, в размере, не превышающем 700 х 700 х 300 мм;

– могут размешаться на верхней полукруглой части витринных, оконных и дверных заполнений недвижимых материальных историко-культурных ценностей только в случае отсутствия на фасаде иных свободных от элементов и деталей архитектурного декора мест для размещения этих средств наружной рекламы.

Реклама на транспортном средстве

Законом № 353 разрешено размещение рекламы на стеклах электропоездов метрополитена (дополнен п. 1 ст. 14 Закона о рекламе).

Реклама услуг электросвязи

Для защиты прав потребителей от навязчивой и нежелательной рекламы Законом № 353-З с 12 июля 2024 г. запрещен отказ операторов электросвязи, поставщиков услуг электросвязи в заключении договора на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты по причине несогласия потенциального абонента (адресата) на получение рекламы (п. 1 ст. 12 Закона о рекламе).

Реклама культурно-зрелищных мероприятий

Из п. 2 ст. 21-1 Закона о рекламе исключено требование об озвучивании места нахождения юридического лица РБ или иностранной организации, являющихся организаторами культурно-зрелищного мероприятия, в рекламе такого мероприятия на радио. При этом сохраняется требование об озвучивании в такой рекламе сведений об их наименовании и номеров контактных телефонов.

Реклама алкогольных напитков

Законом № 353-З разрешено размещение рекламы алкогольных напитков на радио и телевидении в ночное время – с 22:00 до 7:00 (дополнен п. 1 ст. 17 Закона о рекламе).

Реклама пива и слабоалкогольных напитков

Положения о рекламе пива и слабоалкогольных напитков закреплены в п. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Законом № 353-З на 1 час увеличено время для размещения рекламы пива и слабоалкогольных напитков на радио и телевидении (с 21:00 до 7:00, ранее такая реклама разрешалась с 22:00 до 7:00).

По аналогии с рекламой пива разрешается реклама слабоалкогольных напитков с использованием образов людей или животных, употребляемых в зарегистрированных товарных знаках этих напитков.

Разрешается и не ограничивается по времени трансляции реклама безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков.

Вместе с тем предусмотрен закрытый перечень случаев, когда реклама безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков запрещается, а также установлены требования к рекламе таких напитков.

Запрещается размещение (распространение) рекламы безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков:

– в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), помещениях учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;

– в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

– использующей образы людей или животных, в т.ч. рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков;

– использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;

– использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что безалкогольное пиво и безалкогольные пивные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;

– призывающей к употреблению безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков либо дискредитирующей воздержание от их употребления.

Реклама безалкогольного пива и безалкогольных пивных напитков должна содержать указание на безалкогольный характер объектов рекламирования. При этом установлены требования к доведению данного указания:

  • выполняется шрифтом, размер которого не должен быть менее наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе для написания средства индивидуализации участника гражданского оборота, товара;

  • в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе – размещается (распространяется) на протяжении всего времени рекламы;

  • в рекламе на радио – озвучивается.

На рекламу безалкогольного пива и безалкогольных напитков не распространяется требование об указании предупредительной надписи о вреде их чрезмерного употребления. В то время как в отношении рекламы пива и слабоалкогольных напитков такое требование сохраняется.

Введены определения терминов:

  • безалкогольное пиво – продукция с объемной долей этилового спирта не более 0,5%, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, изготовленная из пивоваренного солода, специального пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), подготовленной (исправленной) воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматизаторов и пищевых добавок, за исключением допускаемых к применению в соответствии с актами законодательства, международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, с частичной заменой или без частичной замены пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами;

  • безалкогольный пивной напиток – безалкогольная продукция с объемной долей этилового спирта не более 0,5%, образовавшегося исключительно в процессе брожения пивного сусла, изготовленная из безалкогольного пива (не менее 40% объема готовой продукции) и (или) пивного сусла, изготовленного из пивоваренного солода (не менее 40% массы сырья), подготовленной (исправленной) воды, без или с добавлением зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, фруктового (плодово-ягодного) и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматизаторов, пищевых добавок, допускаемых к применению для безалкогольных напитков в соответствии с актами законодательства, международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

Реклама игорного бизнеса

Ограничения и требования в отношении рекламы игорного бизнеса установлены в ст. 23 Закона о рекламе.

Законом № 353‑З время для размещения рекламы игорных заведений и азартных игр на радио и телевидении увеличено на 1 час. Допускается реклама с 21:00 до 7:00 (ранее такое время было установлено с 22:00 до 7:00).

Вместе с тем данное ограничение, как и ранее, не распространяется на рекламу, содержащую исключительно информацию о наименовании организатора азартных игр, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса по содержанию букмекерской конторы и (или) тотализатора, товарных знаках и знаках обслуживания, используемых для обозначения услуг организатора азартных игр, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса по содержанию букмекерской конторы и (или) тотализатора, размещаемой (распространяемой) в месте проведения спортивного мероприятия, транслируемого в прямом эфире или в записи в полном объеме или фрагментарно, а также в передачах спортивного характера в виде наложений, за исключением способа «бегущей строки».

Реклама о трудоустройстве и обучении за границей

Размещение рекламы о трудо­устройстве и учебе граждан за пределами Беларуси регулируется ст. 20 Закона о рекламе.

Законом № 353‑З введены ограничения на размещение (распространение) рекламы о трудоустройстве и обучении за пределами РБ.

Размещение (распространение) рекламы о трудоустройстве и обучении за пределами РБ допускается только организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с трудоустройством за пределами РБ, и (или) оказывающими услуги по направлению на обучение за пределы РБ, и только на их сайтах в сети Интернет.

Размещение такой рекламы иными лицами и с использованием иных ресурсов запрещается.

Кроме того, размещение (распространение) рекламы об обучении за пределами РБ допускается при наличии согласования Минобразования и МВД.

Уточнены также требования к размещению такой рекламы.

Реклама о трудоустройстве за пределами Беларуси должна:

– содержать: наименование или имя рекламодателя, его учетный номер плательщика, место нахождения или место жительства (место пребывания), контактные данные; номер лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами РБ; наименование требуемой должности служащего (профессии рабочего), специальности в соответствии с законодательством государства трудоустройства и информацию о характере будущей работы;

– содержать документальное подтверждение указанного в рекламе размера заработной платы;

– соответствовать условиям, определенным договором о трудоустройстве.

Реклама об обучении за пределами Беларуси должна:

– размещаться (распространяться) в точном соответствии с согласованным текстом и только на сайте в сети Интернет, указанном рекламодателем в заявлении о согласовании;

– содержать: наименование или имя рекламодателя, его учетный номер плательщика, место нахождения или место жительства (место пребывания), контактные данные; наименование и место нахождения иностранной организации, предлагающей обучение за пределами РБ, ее контактные данные; информацию об образовательных программах с указанием специальностей, продолжительности и языка обучения; информацию об условиях приема (зачисления) и обучения, в т.ч. перечень документов, необходимых для приема (зачисления) в иностранную организацию, предлагающую обучение за пределами РБ, требования к уровню владения языком обучения, стоимость обучения, либо ссылку на указанную информацию в сети Интернет на сайте иностранной организации, предлагающей обучение за пределами РБ; информацию об условиях и месте проживания обучающихся во время обучения за пределами Беларуси.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений