$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Транспорт

В Беларуси доходы от транзита вырастут в два раза

07.01.2018

В нашей стране в ближайшие 13 лет вдвое вырастут доходы от транзита и объем логистических и транспортно-экспедиционных услуг.

Такую динамику предусматривает Концепция развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года (далее – Концепция), утв. постановлением Совмина от 28.12.2017 № 1024. Благоприятные экономические перспективы связываются, прежде всего, с конкурентными преимуществами отечественной логистической системы.

Их обеспечивают сети железных и международных автомобильных дорог протяженностью 5,5 тыс. и 3,8 тыс. км соответственно, современные технологии перемещения товаров, их безопасности и сохранности, высокий уровень контейнеризации. В последние годы в республике активно развивалась логистическая инфраструктура. Она включает 41 функционирующий логистический центр, из которых 8 – являются мультимодальными, имеющими подъездные пути как для автомобилей, так и для железнодорожных вагонов. Размер складских площадей наших логистических объектов достиг уже почти 2,2 млрд. м2.

Эта инфраструктура находится в процессе активной интеграции в международный рынок товародвижения. Способствуют тому широкие экономические связи белорусских субъектов хозяйствования с внешним миром – объем их торгового оборота с партнерами из других стран за 11 месяцев 2017 г. превысил 57 млрд. USD. Экспортно-импортные операции дают нам уникальную возможность для заимствования зарубежного опыта в логистической сфере.

Ведь национальная логистика по основным показателям существенно отстает от уровня передовых государств. Напомним, что согласно индексу эффективности логистики (LPI) Всемирного банка по итогам 2016 года Беларусь оказалась лишь на 120-м месте в мировом рейтинге. Концепцией предусмотрен рост позиции Беларуси в нем на уровень не ниже 50-го места к 2030 г. Из этого следует, что нам придется здорово поднапрячься по всему комплексу международных оценок, включая критерии эффективности таможенного и пограничного оформления, простоты организации международных перевозок, своевременности отгрузки грузов, качества логистических услуг.

Также очевидно, что учиться белорусам необходимо прежде всего у западных соседей – европейцев из государств ЕС, продолжающих целенаправленно совершенствовать свои логистические системы. Ведь это является важным фактором развития национальных экономик. У отдельных стран Евросоюза за счет логистики формируется 20-25% национального ВВП. Для сравнения: у нас, по подсчетам экспертов, данный показатель на порядок ниже.

Впрочем, правительство в своих оценках также стремится к объективности, разделяя мнение, что наша логистическая система пока еще не дотягивает до уровня стран Евросоюза. Авторы Концепции обращают внимание на ее неконкурентные тарифы, арендные ставки складских помещений, неоптимальные схемы товародвижения. Указано ими и на недостаточность территориального развития логистических центров, их вовлеченности в экспортно-ориентированные логистические схемы доставки, отсутствие должного количества складских помещений повышенного уровня и уровня автоматизации складских процессов.

Логистических провайдеров, согласно международной практике, в зависимости от спектра оказываемых услуг классифицируют в категориях 1PL, 2PL, 3PL, 4PL, 5PL. В нашей стране преобладают операторы нижнего сегмента – 1PL (логистический инсорсинг) и 2PL (частичный логистический аутсорсинг).

Между тем бизнес в мировой логистической практике развивается в сторону комплексности оказываемых логистических услуг, включая закупки, сбыт, таможенное оформление, управленческий и информационный консалтинг, организацию и обслуживание цепочек поставок, финансирование. В ЕС, например, показатель комплексности, по данным Европейской логистической ассоциации, оценивается на уровне 70%. В КНР этот уровень достиг почти 50%, в то время как в Беларуси он менее 3%. Увы, считанные единицы отечественных компаний способны сегодня оказывать услуги комплексного логистического аутсорсинга 3PL.

О том, сколько их будет у нас к 2030 г., Концепция умалчивает. Правда, соответствующий вектор развития в ней все же задан. Документ ориентирует на внедрение в национальную логистическую систему лучших мировых практик управления товародвижением в цепях поставок.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК