Увеличение штрафов за внебиржевые сделки и другие изменения в законопроекте о товарных биржах

Проект закона по изменению законодательства о товарных биржах в Беларуси вынесен на общественное обсуждение 12 августа 2025 года. Он предусматривает новации в части формирования ценовых индексов, клиринга и других аспектов взаимодействия с участниками биржевой торговли, а также существенное ужесточение санкций за заключение сделок в обход требований об обязательной реализации товара на торгах.
Расширение круга объектов торговли
Предлагается разрешить заключать на бирже сделки со складскими свидетельствами и имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности.
Складское свидетельство — это ценная бумага, но специфическая: фактически это сертификат на партию товара со стандартными качествами, который может быть востребован покупателем со склада. Такие сделки широко распространены в международной практике. В Беларуси такой системы еще нет, но она появится в связи со вступлением в силу Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельхозпродукцию.
Что касается объектов интеллектуальной собственности, то при заключении сделок с некоторыми видами товаров необходимо одновременно регулировать и эти вопросы (например, новых сортов семян и т.п.). Поэтому их включение в биржевой оборот выглядит логичным.
Взаимодействие биржи с участниками биржевой торговли
Закон о товарных биржах дополняется ст. 17-1 о заключении договора на биржевое обслуживание в форме договора присоединения (как в банковском и страховом секторах). Это избавит биржу и ее клиентов от необходимости переподписывать стандартные двусторонние договоры при каждом внесении изменений в законодательство. Сейчас на бирже аккредитовано более 36 тыс. участников из примерно 80 стран.
Также вводится официальное определение трейдера как представителя участника торгов. Сегодня на практике им может быть и руководитель юрлица, и коммерческий директор, и рядовой сотрудник, а потом могут возникать нюансы с оформлением обязательств по сделке.
Клиринг
Для обеспечения и упрощения платежей на бирже корректируется определение термина «клиринг» (учет встречных обязательств) и вводится понятие «клиринговый центр товарной биржи». Раньше в законе клиринг упоминался, но практически не применялся.
В рамках биржевого клиринга можно будет учитывать встречные обязательства контрагентов и по внебиржевым и иным сделкам, что расширит сферу его применения. А это облегчит платежи и поможет экономить оборотные средства участникам. Также устанавливаются случаи, когда не производятся обращение взыскания по исполнительным документам на денежные средства, находящиеся на клиринговых счетах, наложение ареста на них и приостановление операций.
Биржевые индексы
Законопроектом вводятся положения относительно биржевых ценовых индексов, дается определение соответствующего термина, а также определяется функция товарной биржи при их расчете. В отличие от биржевых котировок (которые показывают динамику цены на конкретную товарную позицию) биржевые индексы дают обобщенное представление о подорожании или удешевлении сырья, ключевых экспортных или импортных товаров, что может быть полезно как бизнесу — для понимания трендов, так и госорганам — в целях ценового и фискального регулирования.
С января БУТБ уже рассчитывает и публикует ряд индексов (в «ЭГ» они также регулярно размещаются). Теперь оформляется их юридический статус. Полномочия по утверждению методик расчета биржевых ценовых индексов и котировки цен переходят от БУТБ к МАРТ.
Повышение штрафов за обход торгов
В ст. 13.8 КоАП предлагается установить штрафы за нарушение требований об обязательном заключении сделок на бирже:
-
на должностное лицо — в размере до 50 БВ (за повторные аналогичные деяния в течение 1 года — от 50 до 100 БВ);
-
на ИП или юрлицо — до 10% суммы сделки (за повторное нарушение в течение 1 года — от 10% до 50% суммы сделки).
Сейчас штрафы существенно меньше: максимальная величина при повторном нарушении — 30 и 50 БВ соответственно.
Ужесточение вызвано масштабами нарушений. В 2024 г. за нарушение порядка осуществления внебиржевых сделок МАРТ вынесло 176 постановлений об административной ответственности, в январе-июне 2025 г. — уже 98. Как правило, при обходе торгов товар продают за рубеж по биржевой цене, что можно трактовать как ущерб самому субъекту хозяйствования (особенно если он в госсобственности), так и бюджету.
Общественное обсуждение законопроекта продлится до 22 августа 2025 г.