Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Актуальный комментарий
11.03.2024 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Иностранная безвозмездная помощь: уточнен порядок регистрации и использования

Фото: freepik.com

В основном изменения касаются регистрации поступившей из-за границы помощи в электронном виде.

Обязанность по регистрации помощи

В Беларуси действует Декрет от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3). Он обязывает получателей такой помощи регистрировать ее в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента (далее – Департамент) и затем отчитываться об ее использовании.

Справочно: по смыслу положений Декрета № 3 под иностранной безвозмездной помощью понимаются как денежные средства и товары, безвозмездно передаваемые отправителями из-за границы получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение, так и товары (работы, услуги), приобретенные в Беларуси за счет денег, полученных из-за границы. При этом отправителями такой помощи признаются не только иностранные субъекты (государства, юридические лица, граждане), но и белорусские граждане, постоянно проживающие за пределами Беларуси либо находящиеся за ее пределами более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления помощи, а также иностранные анонимные жертвователи (это лица, отправившие денежный перевод из-за границы через банк-нерезидент и не указавшие в платежных документах сведения, позволяющие их идентифицировать).

Декрет № 3 разрешает белорусским юрлицам и ИП использовать иностранную безвозмездную помощь только на цели, определенные этим актом, а физическим лицам также на личные цели. Кроме того, Декрет содержит перечень целей, на которые такую помощь использовать нельзя (в частности, на осуществление деяний, запрещенных законодательством, на финансирование политических партий и др.).

Зарегистрировать иностранную безвозмездную помощь в Департаменте обязаны:

– юрлица и ИП ؘ– в любом случае. При этом до регистрации помощи субъекты хозяйствования использовать ее не вправе;

– граждане – в случае, если они ходатайствуют об освобождении данного дохода от подоходного налога с физических лиц.

Если же гражданин не зарегистрировал полученные из-за границы в качестве безвозмездной помощи деньги и товары и не ходатайствовал об освобождении от подоходного налога, о получении такого дохода нужно будет отчитаться в налоговой инспекции, подав налоговую декларацию. Впрочем, не избежать общения с налоговым органом и в случае получения налоговой льготы – для ее применения нужно представить в ИМНС удостоверение о регистрации, полученное в Департаменте.

Что изменилось

Положение о порядке поступления в Республику Беларусь иностранной безвозмездной помощи, ее регистрации, взимания платы за ее регистрацию, учета такой помощи и ее использования (далее – Положение) утверждено постановлением Совмина и Управления делами Президента от 27.08.2020 № 502/4.

На днях в Положение внесли изменения, которые вступили в силу с 8 марта 2024 г.

Так, Положение дополнено нормой, согласно которой регистрация иностранной безвозмездной помощи осуществляется на основании заявления по форме, установленной Управлением делами Президента, с приложением документов, предусмотренных Положением. Заявление можно подавать в Департамент на бумажном носителе, в виде электронного документа или электронной копии документа на бумажном носителе. Если заявление подается в виде электронного документа, то прилагаемые к нему документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

Кроме того, уточнен порядок представления отчета об использовании помощи (без изменения сути ранее действовавших норм). Согласно новой редакции п. 70 Положения такой отчет представляется:

– получателями – ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент. Подчеркнем, что это требование касается и физических лиц, зарегистрировавших иностранную помощь с целью получения освобождения от подоходного налога;

– вторичными (последующими) получателями, являющимися ИП или юридическими лицами, – ежеквартально не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, получателям.

Отчет можно представить тоже в трех формах: на бумаге, в виде электронного документа или электронных копий документов на бумажном носителе. В последних двух случаях следует использовать систему межведомственного электронного документооборота.

Указанные изменения внесены постановлением Совмина и Управления делами Президента от 05.03.2024 № 144/1.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений