Услышит ли новое правительство «глас народа»
Полгода назад в материале «Бизнес-союзы против Е40: не дадим превратить Припять в болото!» (см. «ЭГ» № 28 от 13.04.2018) мы рассказали о проекте обустройства водного коридора Е40, соединяющего Балтийское и Черное моря и проходящего по реке Припять, предупреждая о возможных экологических угрозах.
Тогда поводом для публикации стало обращение ведущих бизнес-союзов Беларуси, которое они направили в Совмин и Администрацию Президента. В его основе лежал анализ инвестиционных рисков и экологических угроз для нашей страны, связанных с возможным обустройством водного пути Е40. Однако никакой реакции на него не последовало.
За прошедшее время в Беларуси сменилось правительство, происходят существенные изменения в отношениях бизнеса и власти, которая уже доказала, что настроена на серьезный диалог с деловым сообществом. Причем не только в сфере упрощения условий ведения бизнеса, но и по другим, волнующим всех граждан нашей страны вопросам.
Между тем, стало известно, что распоряжением премьер-министра от 02.09.2018 № 226р создана межведомственная рабочая группа, которая получила задание разработать концепцию развития потенциала реки Припять, предусматривающую использование ее транспортных и энергетических возможностей, увеличение занятости населения на прилегающих территориях, улучшение водохозяйственного баланса регионов.
Этот факт, доказывающий, что реализация проекта развития водного пути Е40 идет своим чередом, заставил ведущие белорусские бизнес-союзы (БСПН им. Кунявского, РСПП и БНПА) обратиться уже к новому премьер-министру Сергею Румасу с письмом, в котором они выражают мнение, что «задание по разработке данной концепции стало продолжением идеи развития водного пути Е40, которую продвигало правительство в прежнем составе».
В письме говорится, что сторонники проекта Е40 в качестве обоснования ссылаются на документ, который был подготовлен Морским институтом в Гданьске в партнерстве с НАН Беларуси и рядом других институтов. Однако, по мнению руководства бизнес-союзов, этот документ не может быть обоснованием для обустройства Е40 на белорусской территории, поскольку он не содержит детализированного проекта с точки зрения гидротехнических работ, необходимых объемов инвестиций, в нем нет экономического анализа, оценки воздействия на окружающую среду и др.
Авторы письма напоминают, что еще нет ни проекта как такового, ни полноценных оценок и анализа, но на межправительственном уровне уже принимаются обязательства о развитии Е40, руководством Совмина даются распоряжения в адрес госинститутов оказать методологическую поддержку проекту. Таким образом, «приходится констатировать политическое и административное давление, повышающее риск принятия ошибочных инвестиционных решений».
В письме также приводятся факты, которые свидетельствуют об опасности проекта. Так, на этапе разработки Государственной программы строительства в 2011–2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь было сделано заключение об экономической нецелесообразности строительства ГЭС на реке Припять, поскольку у нее низкий перепад высот и широкая пойма. Поэтому даже возведение невысоких плотин в 3–5 м может привести к затоплению значительной территории. Именно по этой причине Припять не была включена в указанную госпрограмму. Однако, по мнению руководства бизнес-союзов, «распоряжение № 226р подталкивает институты пересмотреть ранее сделанные выводы».
«Делая отсылку в сторону гидроэнергетики, жонглируя понятием «улучшение водохозяйственного баланса», сторонники развития транспортного пути Е40 пробуют подать его как проект комплексного развития территорий. Однако, на наш взгляд, он в должной мере не обладает ни транспортным, ни энергетическим потенциалом, чтобы можно было однозначно утверждать о его целесообразности, особенно на фоне очевидных экологических угроз», – говорится в письме.
Бизнес-союзы от имени всего делового сообщества страны также выражают свое несогласие с включением «столь неоднозначного» проекта в Стратегию управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, проект которой уже разработан.
При этом авторы письма прекрасно понимают необходимость усиления экономического потенциала прилегающих к Припяти территорий. Однако в качестве драйвера роста бизнес предлагает не опасный для экологии проект, а развитие агро- и экологического туризма, что будет способствовать становлению малого бизнеса и притоку валюты в страну.