Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
22.12.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Услуги парикмахерской: бухучет и налогообложение

В состав затрат по оказанию услуг парикмахерских входят разнообразные материалы, в т.ч. парфюмерно-косметическая продукция (шампуни, крема, лаки, краски, пудра и др.). Перечень используемых при оказании услуг парикмахерской материалов зависит от вида оказываемой услуги и соответствующего технологического процесса.

Услуги парикмахерских представляют собой результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение эстетических и гигиенических потребностей потребителя (Госстандарт СТБ 1266-2016 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие требования», утв. постановлением Госстандарта от 4.03.2016 № 21, далее – СТБ 1266-2016). Конкретные виды услуг парикмахерских выполняются в соответствии с технологической документацией на данный вид услуг (п. 3.1 разд. 3 СТБ 1266-2016).

Материалами при этом являются парфюмерно-­косметическая продукция, салфетки, ватные диски, ватные палочки и др., используемые в технологическом процессе оказания услуг парикмахерских.

Для целей бухгалтерского учета они относятся к запасам, поступление и списание которых осуществляется в порядке, установленном п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, и Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкции № 50 и № 133).

В соответствии с п. 6 Инструкции № 133 запасы принимаются к бухучету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на их приобретение (п. 7 Инструкции № 133).

Согласно п. 26 Инструкции № 133 основанием для приемки и оприходования материалов являются сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др.) на поступившие в организацию материалы.

Для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен сч. 10 «Материалы» (ч. 1 п. 16 Инструкции № 50).

Фактически поступившие в организацию материалы отражаются записью:

Д-т сч. 10 «Материалы» – К-т сч.сч. 15 «Заготовление и приобретение материалов», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 98 «Доходы будущих периодов» и др. (ч. 17 п. 16 Инструкции № 50).

Наличие и движение сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п. отражается на субсчете 10-1 «Сырье и материалы» (ч. 3 п. 16 Инструкции № 50).

Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется с использованием оборотных ведомостей или сальдовым методом в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри их – в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов (п. 72 Инструкции № 133, ч. 20 п. 16 Инструкции № 50).

Обобщение и группировка информации о движении материалов осуществляются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях) ежемесячно отдельно по каждому месту хранения материалов. Формы ведомостей движения материалов устанавливаются организацией самостоятельно (п. 74 Инструкции № 133).

Отпуск материалов в производство производится путем их выдачи со склада (из кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) (п. 47 Инструкции № 133).

Отпуск материалов может оформляться:

– со складов организации в ее подразделения – лимитно-заборной картой, требованием-накладной, требованием, накладной;

– со складов (из кладовых) в подразделения организации на производство – путем записи в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. При этом карточка складского учета является регистром аналитического учета и первичным учетным документом (п. 57 Инструкции № 133).

По мере отпуска материалов со складов (из кладовых) в подразделения, на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве, израсходования в связи с реализацией продукции (работ, услуг) они списываются записью:

Д-т сч.сч. 20, 25, 29 – К-т сч. 10 субсч. 10-1 «Сырье и материалы» (п. 60 Инструкции № 133, ч. 18 п. 16 Инструкции № 50).

Списание материалов подтверждается первичным учетным документом (к примеру, акт на списание материалов).

Стоимость материалов, израсходованных в процессе оказания парикмахерской услуги на основании технологической документации, включается в себе­стоимость соответствующего вида услуги в качестве прямых затрат (ч. 3 п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, далее – Инструкция № 102).

Законодательством каких-либо ограничений в час­ти списания материалов, использованных в предпринимательской деятельности, не установлено.

Лимитно-заборные карты, требования-накладные, требования, накладные, акты на списание материалов относятся к первичным учетным документам (абз. 13 ст. 1 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее – Закон № 57-З).

Их формы законодательством не установлены (ч. 1 п. 3 Закона № 57-З, Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными государственными органами, установлен постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360).

Соответственно, организация на основании ч. 2 п. 4 Закона № 57-З имеет право разработать указанные выше формы первичных учетных документов самостоятельно при условии соблюдения требований по их оформлению (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З).

Разработанные организацией для применения фор­мы первичных учетных документов и регистров бух­галтерского учета подлежат включению в учетную политику организации (п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 130 НК затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (ч. 1 п. 1 ст. 130 НК).

При этом затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено настоящим Кодексом (п. 2 ст. 130 НК).

Перечень затрат, не учитываемых при налогообложении, установлен ст. 131 НК. Стоимость израсходованного сырья и материала, в т.ч. сверх норм их расхода, в перечне не поименована.

Таким образом, стоимость сырья и материалов, фактически израсходованных при оказании парикмахерских услуг, в т.ч. сверх норм, включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.

Вместе с тем рекомендуем учитывать, что услуги парикмахерских (стрижка, покраска, педикюр, маникюр, косметические услуги и т.д.) осуществляются в соответствии с технологической документацией (технологической картой), определяющей последовательность действий ее исполнителя (п. 3.1, п. 3.7 раздела 3 СТБ 1266-2016). Последовательность действий предполагает использование, в частности, определенного вида сырья и материалов в зависимости от оказываемой услуги (п. 3.6 раздела 3 СТБ 1266-2016).

Сырье и материалы должны быть использованы в количестве, необходимом для обеспечения качества оказываемой услуги и обеспечения санитарно-гигиенических требований (СТБ 1266-2016; Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских», утв. постановлением Минздрава от 13.02.2009 № 17; Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию косметических кабинетов, салонов татуировки и перманентного макияжа», утв. постановлением Минздрава от 29.05.2009 № 58).

Иными словами, основные сырье и материалы, подлежащие использованию при оказании услуг парикмахерских, согласно технологической карте на определенный вид оказываемой услуги используются в определенном количестве (по норме).

Нормы списания материалов на услуги парикмахерских установлены приложением 3 к постановлению Минторга от 28.05.2002 № 28 «Об утверждении норм расхода основных материалов для обработки белья в прачечных, норм расхода химических материалов и красителей на химическую чистку, крашение и выделку и норм расхода материалов на услуги парикмахерских» (далее – постановление № 28).

Согласно п. 2 постановления № 28 нормы расхода, установленные этим постановлением, предназначены для организаций независимо от форм собственности, оказывающих бытовые услуги населению, в т.ч. услуги парикмахерских, и являются предельно допустимыми для количества сырья и материалов.

Таким образом, отсутствие норм расхода на сырье и материалы, используемые при оказании парикмахерских услуг и предусмотренных технологической картой, не позволит подтвердить экономическую обоснованность их списания на затраты, учитываемые при налогообложении (п. 2 ст. 130 НК).

Обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 105 НК при реализации товаров (работ, услуг) по свободным отпускным ценам или тарифам плательщик дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Вместе с тем согласно подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК обороты по реализации на территории РБ физическим лицам услуг парикмахерских освобождаются от НДС.

Методическими рекомендациями Минэкономики, Минторга от 18.04.2011 № 12-06-09/3297/12-02-02/291к «О порядке формирования и применения тарифов на бытовые услуги, оказываемые населению» установлено, что тарифы на услуги парикмахерских могут формироваться как с учетом стоимости материала, так и без учета его стоимости.

Таким образом, если тарифы на услуги парикмахерских формируются с учетом стоимости материалов, то обороты по реализации таких услуг подлежат освобождению от НДС исходя из их общей стоимости. При этом суммы НДС, уплаченные при приобретении материалов, могут либо относиться на увеличение стоимости этих материалов, либо приниматься к вычету в соответствии с требованиями ст.ст. 106, 107 НК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений