Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
20.10.2017 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Упустили выгоду? Докажите

Упущенная выгода – это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. В спорах о взыскании упущенной выгоды действует, вероятно, самый высокий стандарт доказывания, поскольку предмет доказывания по таким делам составляет целый ряд объективных и субъективных фактов.

Лицо, предъявившее требование о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, должно доказать размер и состав убытков, факт нарушения обязательств со стороны должника, а также непосредственную и прямую причинную связь между этими явлениями. Кроме того, лицо, требующее взыскания с должника убытков в виде упущенной выгоды, должно пред­ставить документы, доказывающие, что им принимались необходимые меры и были сделаны соответствующие приготовления для извлечения доходов, которые не были получены в связи с допущенным должником нарушением обязательств. В то же время должник вправе пред­ставить доказательства того, что кредитор не мог получить упущенную выгоду при обстоятельствах, на которые ссылается кредитор.

Был ли возможен доход?

Потерпевшая сторона должна доказать, что она могла и дол­жна была получить определенные доходы, и только нарушение обязательств должником стало причиной, лишившей ее такой возможности. Исходя из этого истец должен подтвердить как субъективную (мог), так и объективную (должен был) возможность получения доходов.

Так, в  постановлении Кассационной коллегии ВХС от 21.04.2008 г. по делу № 25-10/2008/413К указано, что при возмещении упущенной выгоды принимается во внимание та выгода, которая должна быть получена при обыкновенном ходе событий, а не ожидание возможной прибыли.

В другом деле суд отказал в иске о взыскании упущенной выгоды, поскольку истец не пред­ставил документы, подтверждающие срыв возможности получения им доходов в результате виновных действий ответчика (решение экономического суда г. Минска от 21.11.2014 по делу № 114-22/2014).

Таким образом, истец дол­жен доказать достоверность предполагаемых доходов при обычных условиях гражданского оборота. Задача возмещения убытков, в т.ч. упущенной выгоды, состоит в том, чтобы восстановить положение лица, право которого было нарушено, но не предоставлять ему необоснованную выгоду за счет ответчика. Оправданность присуждения упущенной выгоды определяется в соотношении действий кредитора по получению доходов и действий (бездействия) ответчика, которые не позволили получить эти доходы.

Причины и последствия

Одним из обязательных элементов состава упущенной выгоды является установление прямой причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца – неполучением определенного дохода.

По общему правилу ст. 14 ГК возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать причинную связь ме­жду правонарушением и убыт­ками, а также представить доказательства, подтверждающие размер убытков. По иску о взыскании упущенной выгоды истец должен доказать, что причинение ему убытков является прямым следствием именно противоправного поведения ответчика и отсутствуют иные обстоятельства, повлиявшие на причинение убытков (например, действия третьих лиц). Истцу необходимо представить доказательства, что допущенное нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить доходы, и что воз­можность получения доходов была реальной, а не субъективной.

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками в виде упущенной выгоды необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков является обычным по­следствием допущенного долж­ником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.

Причинно-следственная связь должна быть подтверждена соответствующими доказательствами – заключением эксперта, актами контролирующих органов, иными документами. Недоказанность причинно-­следственной связи между правонарушением и упущенной выгодой является достаточным основанием для отказа в соответствующем иске.

Приготовления к получению доходов

Согласно п. 4 ст. 364 ГК при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. Суд откажет в иске о взыскании упущенной выгоды в следующих случаях:

– если истец не представит доказательств совершения им конкретных действий и приготовлений, направленных на получение дохода;

– если суд признает, что действий и приготовлений истца было недостаточно для получения дохода.

Так, например, заказчик на основании договора на организацию автомобильных перевозок грузов в международном сообщении направил заявку, принятую исполнителем, но неисполненную. Позже заказчиком в заявке были изменены цена и маршрут. На измененных условиях исполнитель осуществил перевозку. Доказательств принятия исполнителем каких-либо специальных мер и приготовлений, которые были сорваны изменением условий перевозки, не представлено. Поэтому суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии возникновения у исполнителя права на получение упущенной выгоды (постановление апелляционной ин­станции хозяйственного суда г. Минска от 11.10.2012 по делу № 89-13/12/492а).

Необходимо иметь в виду, что белорусские суды считают отсутствие доказательств совершения истцом конкретных действий и приготовлений, направленных на получение конкретного дохода в достоверном размере, безусловным и достаточным основанием для отказа в иске о взыскании упущенной выгоды.

Верховный Суд РФ придерживается иного мнения: в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения. Например, если заказчик предъявил иск к подрядчику о возмещении убыт­ков, причиненных ненадлежащим исполнением договора подряда по ремонту здания магазина, ссылаясь на то, что в результате выполнения работ с недостатками он не смог осуществлять свою обычную деятельность по розничной продаже товаров, то расчет упущенной выгоды может производиться на основе данных о прибыли истца за аналогичный период времени до нарушения ответчиком обязательства и (или) после того, как это нарушение было прекращено (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», далее – постановление № 7).

Такой подход представляется обоснованным, ведь после возникновения препятствий к получению дохода приготовления явно становятся бес­смысленными. Упущенная выгода может быть определена не только исходя из приготовлений к получению доходов, но и на основании данных о доходах с учетом предыдущей деятельности истца.

Следует также отметить, что суд при разрешении спора о взыскании упущенной выгоды должен учитывать и действия, которые разумный кредитор мог предпринять для снижения размера убытков в форме упущенной выгоды. Если суд установит, что кредитор объективно мог, но не предпринял таких действий, то он может снизить размер взыскиваемой упущенной выгоды на основании ч. 2 п. 1 ст. 375 ГК.

Определение размера

Определить размер неполученных пострадавшей стороной доходов очень сложно. Сама правовая природа упущенной выгоды означает ее изначально предполагаемый характер. Од­нако в судебной практике Беларуси применяется правовая позиция, согласно которой истец в делах о взыскании упущенной выгоды должен доказать точный размер неполученных им доходов и привести их обоснованный расчет.

Для сравнения снова приведем позицию ВС РФ: суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 4 постановления № 7).

Анализ судебной практики по­з­воляет выявить следующие способы определения размера упущенной выгоды:

– расчет упущенной выгоды (неполученной арендной платы) произведен исходя из размера арендной платы 10 EUR за 1 м2 арендуемой площади в соответствии с Положением об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной соб­ственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставления их в безвозмездное пользование, утв. Указом Президента от 30.09.2002 № 495;

– неполученные доходы в виде стоимости арендной платы, которую истец мог получить за определенный период, сдав спорное имущество в аренду по договору аренды;

– неполученный доход рассчитан на основании справки налогового органа о совокупном годовом доходе индивидуального предпринимателя и его среднемесячном доходе;

– упущенная выгода исчислена как разница между ценой договора поставки, заключенного с третьим лицом, и ценой контракта, заключенного с ответчиком;

– размер упущенной выгоды определен как стоимость невозвращенного товара;

– сумма упущенной выгоды от недовыработки электроэнергии оборудованием мини-ГЭС, в обо­снование расчетов истцом приложены справки о состоянии баланса выработки электроэнергии на ГЭС, акты осмотра и снятия показаний приборов учета электроэнергии на мини-ГЭС, факсимильное сообщение элек­т­рических сетей о среднеотпуск­ном тарифе;

– упущенная выгода рассчитана в виде стоимости неполученного урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке определенной площади в течение определенного времени;

– упущенная выгода понимается как среднедневная выручка, полученная от работы по двум маршрутным машинам в период простоя, по трем мар­шрутным машинам в определенный период, умноженная на количество дней простоя в периоде, за минусом расходов по приобретению топлива и иных расходов;

– упущенная выгода за про­стой крана определена из расчета стоимости одного нормо-часа без учета стоимости топлива;

– упущенная выгода взыскивается в размере расходов на проведение оценки имущества.

В большинстве указанных случаев расчет упущенной выгоды носит предполагаемый характер, недополученный доход определен исходя из средних показателей, что не соответствует принятому в судебной практике стандарту доказывания по делам о взыскании убытков: доказать необходимо достоверный размер дохода, который истец должен был (а не просто мог) получить.

В идеальной ситуации размер упущенной выгоды определяется исходя из размера дохода, который могло бы получить лицо, за вычетом непонесенных за­трат. Однако в реальных спорах указанный размер практически всегда не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер упущенной выгоды суд мог бы определять с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности, однако в настоящее время судебная практика не под­держивает такую позицию.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by