Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Управляем ли белорусский госдолг?

Одна из ключевых проблем государственных финансов Беларуси связана с госдолгом: на 1 сентября 2018 г. он составляет почти 44 млрд BYN и имеет тенденцию к постоянному росту.

Так, только с начала года госдолг Беларуси вырос на 1,8 млрд BYN. Проблема его обслуживания становится настолько острой, что Минфин выработал 3 направления работы по снижению финансовой нагрузки на бюджет, обусловленной ростом госдолга. Предлагаемые меры являются во многом традиционными для «устоявшихся» экономик, не желающих проводить кардинальные экономические реформы.

Три каменистых пути

Первым направлением работы по управлению госдолгом (традиционным в нашем понимании) декларируется рефинансирование части долга. При этом предполагается, что около 25% госдолга будет погашено за счет профицита бюджета, а остальные 75% – рефинансированы на новых условиях.

Между тем любое рефинансирование долга на практике означает перенос срока погашения долга на более позднее время с новыми условиями. Данные условия могут быть как политическими, так и экономическими. Не акцентируя внимания на политической части, отметим, что экономические условия, как правило, предполагают рост процентов по долговым обязательствам, а это означает, что проблема госдолга переносится на более поздний срок или обрастает новыми обременениями для государства. Фактически же проблема роста госдолга Беларуси при этом не решается.

Второе направление работы с госдолгом предполагает улучшение его профиля. На практике это означает получение новых кредитов и займов, причем по процентным ставкам более низким, чем ранее привлеченные кредиты и займы.

Указанное направление работы с госдолгом может оказаться эффективным лишь в том случае, если вновь привлеченные средства будут направляться исключительно на погашение госдолга, без финансирования иных государственных обязательств. При этом добиться снижения ставок по вновь привлеченным кредитам возможно лишь в случае улучшения кредитного рейтинга Республики Беларусь – сейчас он находится на уровне «В». Последнее означает высокую степень спекулятивности по всем кредитам и займам, предоставляемым белорусскому государству.

С кредитным рейтингом «В» Беларусь вряд ли сможет существенно снизить процентные ставки по вновь привлеченным кредитам и займам, а значит, чиновникам предстоит проделать длительную и скрупулезную работу по повышению доверия иностранных инвесторов к белорусскому госдолгу. Удастся ли этого достичь, покажет только время – все станет известно, когда будут названы процентные ставки по вновь привлеченным кредитам и займам.

Третьим направлением работы Минфин называет разработку стра­тегии, которая позволит без увеличения госдолга финансировать деятельность госпредприятий. В ос­нову данной стратегии закладывается принцип, когда основным заемщиком по связанным коммерческим кредитам будет не государство, а само предприятие.

Как представляется, данный прин­цип вряд ли реализуется, пока не будет применен непопулярный у белорусских властей способ управления госдолгом – приватизация госпредприятий. Именно такой шаг может стать тем финансовым ин­струментом, благодаря которому можно «убить двух зайцев».

Во-первых, государство снимет с себя обязательства по кредитам приватизированных, а значит, уже частных предприятий. При этом будет устранена основа для дальнейшего роста госдолга – за счет обеспеченных государством связных кредитов государственных коммерческих предприятий.

Во-вторых, полученные в результате приватизации финансовые ресурсы могут быть на­правлены в т.ч. на погашение госдолга. Данный непопулярный у власти способ управления госдолгом может быть реализован на практике только в том случае, если экономические потери от роста госдолга превысят политические потери от приватизации госпредприятий.

Пока же можно говорить лишь о том, что любые стратегии по отказу от финансирования госпредприятий за счет связных кредитов, «обеспеченных» госдолгом, обречены на неудачу. Государство экономически не сможет отказаться от финансовой поддержки предприятий, собственником которых оно является по факту. И никакими стратегиями без реальной приватизации здесь не обойтись.

Справочно

Госдолг сегодня является одним из основных вопросов для правительства, сообщил 31 октября т.г. премьер-министр Сергей Румас, представляя парламентариям Программу деятельности Правительства на 2018–2020 гг.

Рост нагрузки на бюджет по обслуживанию госдолга вызывает большую тревогу, отметил премьер-министр. По 2018 г. расходы на обслуживание госдолга прогнозируются в размере 2,3 млрд BYN, в 2019 году эта сумма, по расчетам, вырастет почти до 3 млрд BYN.

«Таким образом, каждый 7-й рубль из расходов бюджета будет направлен на обслуживание внешнего долга», – отметил С. Румас.

В соответствии с поручением Президента к 2025 г. долговая нагрузка на бюджет государства должна быть снижена в два раза. По словам премьер-министра, оптимизация расходов и равномерное разнесение выплат по внешнему долгу – одна из главных задач, которые стоят перед Минфином.

Некоторые меры принимаются в этом году. Минфин до конца 2018 года обеспечит частичное досрочное погашение некоторых заимствований, привлеченных по самым высоким процентным ставкам. Удалось добиться пересмотра процентных ставок по некоторым внутренним обязательствам, эта работа будет продолжена в 2019 г.

Как проинформировал С. Румас, структура госдолга такова, что в его составе правительство на 45% привлекало ресурсы по связанным кредитным линиям, в большинстве своем для реализации коммерческих проектов. По разным причинам эти проекты оказались не столь успешными, как планировалось, и сегодня государство вынуждено гасить долги за предприятия, хотя изначально такие расходы в бюджете не были предусмотрены.

 

Непопулярные подходы

Обобщая предложенные Минфином меры по управлению госдолгом, нельзя не отметить, что все они направлены, скорее, на консервацию существующей проблемы. В случае реализации всех мероприятий будут достигнуты лишь временная отсрочка в части обслуживания госдолга или стабилизация его размера.

Анализ трех основных направлений по управлению госдолгом свидетельствует, что вместо борьбы с причинами затевается борьба с отрицательными последствиями роста госдолга. Экономическая суть проб­лемы госдолга всегда обусловлена повышенными финансовыми обязательствами государства, которые всегда превышают его финансовые возможности. Именно попытка чиновников за счет государственного бюджета профинансировать всех и вся приводит к чрезмерным расходам государства, и соответственно, росту госдолга.

В этой связи работа над снижением экономически необоснованных расходов госбюджета должна стать главным направлением деятельности Минфина. В условиях постоянного роста госдолга, который наблюдается в Беларуси на протяжении последнего десятилетия, экономически важно выйти на бездефицитный госбюджет – реальный, а не формальный. Только тогда можно эффективно управлять госдолгом и добиваться его снижения.

Однако использовать данный метод управления госдолгом проблематично – он непопулярен у чиновников, которые привыкли давать обещания всем категориям и слоям населения без учета реальных финансовых возможностей государства. В этой связи белорусские власти только тогда реально перейдут к бездефицитному госбюджету, когда экономические потери от роста госдолга превысят политические потери от всеобъемлющих обещаний государства.

Декларируемая профицитность госбюджета–2018 только в том случае станет экономической реальностью, если госдолг по состоянию на 1 января 2019 г. окажется меньше госдолга по состоянию на 1 января 2018 г. Удастся ли властям достичь данного показателя, покажет ближайшее будущее.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений