$

2.5629 руб.

3.0187 руб.

Р (100)

3.2939 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

ВЭД

Уполномоченным экономическим операторам – особое доверие таможенных органов

19.06.2020
Уполномоченным экономическим операторам – особое доверие таможенных органов
Фото: pixabay

В Беларуси на середину июня 2020 г. в реестр Государственного таможенного комитета включено 310 уполномоченных экономических операторов (УЭО). В России таких субъектов хозяйствования не более 160, Казахстане – 7, Кыргызстане – 3, Армении – 2.

Впервые институт УЭО ввели в 2010 году в ТК ТС.

Доверенные юридические лица получили возможность использовать упрощенные таможенные процедуры, сокращая финансовые и временные затраты на операции и оптимизируя логистику доставки товаров.

Сегодня статус оператора может дать преимущества и за пределами ЕАЭС.

 

Выгоды на таможенной территории

Первоначально статус УЭО сущест­венно облегчал жизнь участникам внешнеэкономической деятельности ТС за счет:

– возможности временного хранения иностранных товаров на площадях (складах) УЭО без включения его в Реестр владельцев складов временного хранения;

– отсутствия ограничений по местам декларирования отдельных категорий товаров;

– периодического таможенного декларирования;

– готовности к таможенному досмотру и планирования сроков оформления товаров;

– возможности заключения с таможенным органом специального соглашения для определения порядка взаимодействия, передачи таможенных пломб, регламента информационного обмена данными и решения иных вопросов.

В 2018 году ТК ЕАЭС существенно преобразовал статус УЭО.

Расширился перечень лиц, которые могут получить статус. Ранее на него претендовал только декларант, а теперь еще и таможенный представитель, перевозчик, владелец таможенного склада, склада временного хранения.

Перечень специальных упрощений для УЭО расширился с 4 до 16 позиций.

Претендент при подаче заявления на включение в реестр уполномоченных экономических операторов может выбирать из трех типов свидетельств. Они различаются объемом специальных упрощений и условиями вхождения в реестр (ранее был один тип свидетельства).

Юридическим лицам, включенным в реестр УЭО с выдачей свидетельства I типа, предоставляются упрощения:

– на совершение таможенных операций при прибытии/убытии товаров;

– при таможенном декларировании и выпуске;

– при таможенном контроле в форме досмотра и/или осмотра в первоочередном порядке и другие упрощения.

Упрощения операторам, имеющим свидетельство II типа, в большей степени связаны с:

– временным хранением товаров на площадках и складах УЭО;

– доставкой и размещением в зоне таможенного контроля, расположенной на указанных территориях;

– проведением таможенного кон­т­роля и совершением операций при завершении процедуры таможенного транзита;

– таможенными операциями с использованием технологии удаленного выпуска, если таможенные органы оформления и фактическое нахождение товаров расположены на территории одного государства ЕАЭС.

Самый широкий перечень преимуществ предоставляется УЭО со свидетельством III типа, которое дает право использовать все возможные упрощения.

В ТК ЕАЭС также предусмотрены особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых УЭО:

– все лица, включенные в реестр УЭО, отнесены к низкой категории риска и подлежат таможенному контролю (досмотру и осмотру) в первоочередном порядке;

– для УЭО, включенных в реестр с выдачей свидетельства II и III типа, фактический контроль может проводиться на складах и площадках оператора.

Согласно рекомендациям Всемирной таможенной организации наивысшей степенью безопасности характеризуются поставки при условии, что обе стороны имеют статус экономического оператора и гарантируют законность сделки своим статусом. Они солидарно несут ответственность в случае выявления таможенными органами нарушений. Поскольку такая поставка наиболее безопасна, то возможно максимально задействовать автоматический выпуск и сместить акцент таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

 

Международный статус экономических операторов

Сегодня перед участниками ЕАЭС поставлены амбициозные задачи по взаимному признанию статуса УЭО как на территории ЕАЭС, так и других государств. Для такого подтверждения достаточно заключить двухстороннее соглашение со своим конкретным содержанием.

Члены ЕАЭС уже проводят информационно-технические мероприятия для создания общего реестра операторов. И, например, белорусские таможенные органы увидят российских УЭО в режиме реального времени. Когда процесс заработает, операторы смогут воспользоваться упрощениями на всей территории ЕАЭС вне зависимости от места регистрации. Однако действующий принцип «резидентства» обязывает декларацию на товары подавать только таможенному органу, где зарегистрировано лицо.

24 апреля прошлого года ГТК РБ и Главное таможенное управление КНР заключили Соглашение о взаимном признании белорусской программы УЭО и китайской – по управлению добросовестными пред­приятиями. Теперь наша таможенная служба признает статус добросовестных предприятий с наивысшим уровнем доверия, предоставленный китайской таможней, а таможенная служба Китая – статус уполномоченных экономических операторов со свидетельствами III типа, предоставленный белорусской таможней.

Взаимное признание открывает субъектам внешнеэкономической деятельности ряд выгод. В частности, ускоренное совершение таможенных операций, в т.ч. для выпуска товаров и таможенного контроля.

В этом направлении движется и Россия, прорабатывается соглашение о взаимном признании УЭО с Китаем, Южной Кореей и Турцией. Федеральная таможенная служба России с китайскими коллегами сейчас вышла на этап согласования двухстороннего протокола.

Практика работы УЭО в ЕАЭС говорит об их ориентации на импорт. Однако взаимное признание статусов операторов, пользующихся доверием таможенных органов, придаст и сильный стимул для экспорта. Предполагается, что именно зарубежные УЭО, выбирая поставщика, станут отдавать предпочтение таким же субъектам хозяйствования (УЭО) в ЕАЭС. Ведь при поставках товаров от этой организации они будут в меньшей степени взаимодействовать с таможенными органами. А значит, снизятся издержки. В контейнере от такого оператора не будет посторонних вложений, и это окажется именно тот товар, который заявлен в товаросопроводительных документах. У зарубежного партнера будет гарантия, что уполномоченный экономический оператор финансово устойчив и внезапно не исчезнет. Поэтому, выбирая контрагентов среди множества других организаций, предпочтение отдается уполномоченному экономическому оператору.

Автор публикации: Илья ШИПИЛОВ, юрист


***