Уполномоченные операторы, борьба с пожарами и «дорожная карта»
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в последние дни сентября приняла ряд важных решений в сферах, которые она регулирует.
Уполномоченные экономические операторы
Коллегия ЕЭК приняла несколько документов, которые регулируют деятельность компаний, работающих в статусе уполномоченных экономических операторов. Напомним, что уполномоченный экономический оператор (УЭО) – это юридическое лицо, вовлеченное в международное движение товаров и признанное национальным таможенным органом соответствующим международным стандартам безопасности системы поставок.
Решением Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 128 утверждена форма заявления на получение статуса УЭО и порядок ее заполнения, а также перечень документов, подтверждающих сведения, указанные в этом заявлении. Заявление фактически станет отправной точкой для включения в реестр УЭО. Это своеобразная «анкета самооценки», благодаря которой участник внешнеэкономической деятельности заранее «примеряет на себя» условия присвоения статуса УЭО, и если все хорошо – заявляет об их соблюдении таможенному органу.
В свою очередь, Решением Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 129 утверждена форма свидетельства о включении в реестр УЭО и порядок ее заполнения. Свидетельство будет служить документальным подтверждением присвоения лицу указанного статуса.
В настоящее время на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) деятельность в статусе УЭО осуществляют только импортеры. Однако с момента вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) этот статус также смогут получить производители товаров, экспортеры, брокеры, перевозчики, операторы портов, аэропортов и терминалов, владельцы складов и любые иные юридические лица, участвующие в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Кроме того, у участников ВЭД, которые претендуют на включение в указанный реестр, появится возможность выбрать под свои цели один из трех типов свидетельства УЭО. При этом статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС.
Как заявил министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Мукай Кадыркулов, измененный институт УЭО – одно из наиболее важных нововведений ТК ЕАЭС, которое разрабатывалось в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом. «Мы видим в уполномоченных экономических операторах надежных партнеров государства. Поэтому готовы дать этой категории бизнеса очень серьезные упрощения в работе», – считает министр ЕЭК.
Решения № 128 и № 129 вступят в силу одновременно с ТК ЕАЭС.
Техрегламент на средства пожаротушения
Решением Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 125 введены переходные положения по применению технического регламента ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), который вступит в силу 1 января 2020 г.
Техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017 был принят Советом ЕЭК еще в мае т.г. В нем установлены требования безопасности различных пожарных механизмов и оборудования, включая системы пожарной автоматики, огнетушители и пенообразователи, наличие которых необходимо в любой организации. В ЕЭК посчитали, что с учетом огромного количества подобных механизмов и оборудования переходные положения жизненно необходимы, чтобы его изготовители в разных странах смогли привести свое производство в соответствие с нормами этого документа
Решением Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 129 предусмотрено, что еще 18 месяцев после вступления в силу ТР ЕАЭС 043/2017 производителям разрешено выпускать в обращение средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, если имеются документы об оценке соответствия, выданные до 1 января 2020 г. Более того, в течение 6 месяцев с даты его вступления в силу допускается выпуск продукции, не подлежавшей обязательной оценке соответствия до дня вступления в силу техрегламента. Обращение такой продукции допускается в течение срока ее службы и/или срока эксплуатации.
«Дорожная транспортная карта»
План мероприятий («дорожная карта») на 2018–2020 годы для создания общего рынка транспортных услуг в странах ЕАЭС одобрен на заседании Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК.
Особое внимание в «дорожной карте» уделено тематике железнодорожного транспорта, развитие которого может в т.ч. способствовать успешной реализации идеи по сопряжению ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Планируется реализация пилотных проектов, связанных с переходом на использование электронной железнодорожной накладной при осуществлении перевозок на некоторых маршрутах.
Кроме того, в рамках «дорожной карты» в ЕАЭС планируется создание скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между странами – участницами союза.