Уполномоченные экономические операторы: преимущества работы с ними
В ТК ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2018 г., статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) претерпел существенные изменения. Для приведения белорусского законодательства в соответствие с новым документом потребуется определенное время, как и для начала присвоения такого статуса по новым условиям. Поэтому в настоящее время актуальной является ситуация, когда лицо имело статус УЭО до вступления ТК ЕАЭС в силу, и перевозчик работает именно с таким лицом.
Напомним, что согласно ст. 430 ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор – это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр УЭО в порядке и на условиях, установленных гл. 61 ТК ЕАЭС.
Эта категория лиц вправе пользоваться рядом специальных упрощений, которые предоставлены им таможенным законодательством. Как правило, операторы сами используют такие упрощения, однако и другие лица при работе с ними тоже могут воспользоваться частью подобных преференций. На практике наиболее частым случаем, когда работа с УЭО приносит выгоды, является перевозка товаров в адрес УЭО. Таким образом, преимуществами сотрудничества с данными организациями могут воспользоваться перевозчики, работающие с подобными контрагентами.
Согласно ст. 465 ТК ЕАЭС юридические лица, которым статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) и принятым в соответствии с ним законодательством государств-членов, сохраняют статус УЭО в течение двух лет со дня вступления в силу ТК ЕАЭС. При этом за ними фактически сохраняются упрощения, которые были предусмотрены ТК ТС.
Для перевозчика при доставке товаров в адрес УЭО ключевыми являются те специальные упрощения, которые могут использоваться в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, поскольку именно в соответствии с ней товары будут доставляться из-за рубежа к получателю.
В первую очередь это возможность доставки непосредственно получателю, являющемуся УЭО, без необходимости заезда в таможенный орган. Такая опция предусмотрена п. 3 ст. 437 ТК ЕАЭС, в соответствии с которым доставка товаров может осуществляться в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО. Точно так же в такой зоне таможенного контроля может осуществляться и размещение товаров, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита.
При этом порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита для товаров, которые доставляются сразу на территорию УЭО, а не в место нахождения таможенного органа, закреплен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.11.2016 № 157.
В соответствии с данным порядком перевозчику и УЭО – получателю товаров необходимо осуществить ряд действий:
– предоставление документов и сведений от перевозчика УЭО;
– осмотр УЭО транспортного средства;
– направление УЭО сведений в таможенный орган назначения о прибытии товаров;
– ответ таможенного органа назначения в отношении прибытия товаров.
Далее действия УЭО и перевозчика зависят от того, разрешил или нет таможенный орган назначения удалить средства идентификации и есть ли необходимость проводить таможенный осмотр (досмотр). Однако в любом случае товары не подлежат перемещению в другие зоны таможенного контроля и на склады временного хранения.
Существует еще одна возможность облегчения таможенных формальностей при работе с УЭО – если в рамках перевозки организация, обладающая статусом УЭО, сама выступит декларантом в рамках таможенной процедуры таможенного транзита. В соответствии с п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС она может быть декларантом как лицо государства – члена ЕАЭС, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС.
В таком случае согласно подп. 2) п. 2 ст. 437 ТК ЕАЭС УЭО может не представлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров. Поскольку это требование законодательства ведет к существенным финансовым затратам, то использование подобного упрощения значительно снизит издержки в процессе перевозки товаров.
Таким образом, использование специальных упрощений как самими УЭО, так и перевозчиками, работающими с ними, позволит снизить временные и финансовые затраты, ускорить доставку товаров получателям и вовлечение таких товаров в торговый оборот и производство.