$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инновации

Уполномоченные экономические операторы: как получить статус и насколько он выгоден

16.10.2018

Таможенный кодекс ЕАЭС заложил новую модель взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Внимания заслуживают положения, касающиеся института уполномоченных экономических операторов (УЭО), который уже служит интересам белорусских субъектов хозяйствования.

В ногу со временем

Во всем мире институт УЭО демонстрирует стремительное развитие. По данным Всемирной таможенной организации, с каждым годом увеличивается количество действующих программ УЭО. Если в 2012 г. в мире их насчитывалось 24, то в 2016 г. – уже 69 и еще 16 запланированы к запуску в ближайшие годы. Одной из таких программ является концепция, предусмотренная ТК ЕАЭС.

Сам по себе институт «уполномоченного оператора» – не новинка для белорусского бизнеса. Фактически статус компании с кредитом доверия (так называемый «добросовестный участник ВЭД») в Беларуси внедрен в 2008 году. В 2010 г. в соответствии с первым союзным ТК был создан институт УЭО, а новая концепция УЭО начала отсчет с 01.01.2018 г.

Новая концепция включает следующие направления:

– ступенчатую систему присвоения статуса;

– расширение перечня специальных упрощений;

– расширение категории субъектов, наделенных статусом;

– оптимизацию условий присвоения статуса;

– внедрение правовой основы для взаимного признания статуса.

Ступенчатая система присвоения статуса УЭО предусматривает 3 типа свидетельств, отличающихся условиями присвоения и набором упрощений. Эта система оптимизирует применение различных ком­плексов упрощений в зависимости от направлений экономической деятельности компании. Каждый из 3 типов свидетельств с разным объемом специальных упрощений может быть предоставлен в зависимости от соблюдения тех или иных условий.

Отметим, что по состоянию на 20.09.2018 г. в Беларуси статус УЭО имеют 325 субъекта хозяйствования, из которых 9 получили свидетельства нового типа. Кроме того, в ГТК находится на рассмотрении еще 15 заявлений субъектов хозяйствования о присвоении им статуса УЭО нового типа.

Стоит отметить, что до конца 2019 г. УЭО необходимо получить статус нового типа.

Упрощения для УЭО

Даже в условиях действия переходного периода до 01.01.2020 г. статус УЭО является привлекательным ввиду следующих упрощений:

– временное хранение товаров на собственных площадях УЭО;

– выпуск товаров до подачи декларации на товары (отсрочки уплаты платежей и подачи декларации до 45 дней);

Справочно. В новом ТК ЕАЭС срок подачи декларации для УЭО продлен до 15 числа месяца, следующего за месяцем выпуска, и установлен приоритет подачи заявления о выпуске до подачи ДТ в электронном виде (бумажный вид – в исключительном случае).

– транзит товаров без представления обеспечения;

– проведение таможенных операций в зоне таможенного контроля (ЗТК) УЭО;

– доставка товаров в ЗТК, созданную на площадях УЭО.

При этом, если для новых УЭО требования к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок) УЭО определены Коллегией Евразийской экономической комиссии (Решение Коллегии ЕЭК от 03.10.2017 № 131), то для УЭО, действовавших до 01.01.2018 г., к зонам таможенного контроля УЭО предъявляются требования, действующие на момент вступления в силу ТК ЕАЭС.

Однако новый пакет упрощений, предусмотренный ТК ЕАЭС, еще в большей степени направлен на стимулирование ВЭД. В ТК ЕАЭС перечень упрощений, предоставляемых УЭО, расширен до 16 специальных упрощений, скомпонованных по типам свидетельств.

Значимыми из таких упрощений являются:

– первоочередной порядок совершения таможенных операций;

– возможность доставки товаров с границы непосредственно на склад предприятия (а не в таможню).

Справочно. Доля доставок в собственную зону УЭО в 2018 году выросла почти в два раза. При этом число пользователей таким упрощением составляет более 90% УЭО. Данное упрощение оказывает прямой эффект на сокращение временных и финансовых затрат УЭО.

– уведомительный порядок для выгрузки ввозимых товаров на своем складе;

– разгрузка и перевалка вывозимых товаров без разрешения таможенного органа (рост числа перецепок – около 12% по данным за январь 2017-го и 2018 гг.);

– расширены случаи, когда товары УЭО могут выпускаться без финансового обеспечения в отличие от товаров иных декларантов;

– приоритетное участие в экспериментах.

Справочно. Достаточно вспомнить такие из них, как автоматическая регистрация таможенных деклараций, автоматический выпуск товаров, замена тягача ТСМП, доставка товаров во временную зону таможенного кон­троля (на территорию УЭО), которые начинались в качестве экспериментов («пилотных» проектов) с участием УЭО. Сегодня это полноценные юридические нормы, включенные в ТК ЕАЭС.

В настоящее время среди новых «пилотных» проектов нужно выделить:

– оформление импортных и экс­портных деклараций на товары в пунктах пропуска (эксперимент в РПТО «Бигосово» оптимизировал организационно-штатный функционал направления таможенных операций и контроля);

– проект «бестранзитной технологии 2.0». (в ПТО «Брузги» и «Козловичи»). Этот опыт позволит применять ее и в других пунктах пропуска, а в сочетании с «автовыпуском» сократит как время нахождения в пункте пропуска, так и полной очистки товара);

– удаленный выпуск товаров (МРТ) и ряд иных, в которых прежде всего обязательно участвуют УЭО.

Как правило, во всех указанных «пилотных» проектах принимают участие УЭО. Вместе с тем наличие статуса дает право УЭО приоритетного участия в экспериментах, даже если изначально их участие не планировалось.

Финансовые гарантии

Отметим, что предоставление уча­стникам ВЭД расширенного перечня преимуществ потребовало оптимизировать и условия присвоения статуса УЭО.

По новой концепции статус присваивается в зависимости от на­правлений экономической деятельности компании (участник ВЭД, таможенный представитель, владелец ТС или СВХ, таможенный перевозчик) и ее добросовестностью («стаж» работы на рынке, «стаж» работы в качестве УЭО).

Так, в зависимости от «стажа» безупречной работы лица в статусе УЭО установлена возможность снижения суммы предоставляемого финобеспечения деятельности с 1 млн EUR до суммы, эквивалентной 150 тыс. EUR (через 2 года – 700 тыс. EUR; через 4 года – 500 тыс. EUR; через 5 лет – 300 тыс. EUR; через 6 лет – 150 тыс. EUR).

При этом для действующих белорусских УЭО предусмотрены максимально выгодные конкурентные условия вхождения на рынок ЕАЭС, т.к. в ТК ЕАЭС включены нормы, позволяющие учитывать также «стаж» работы в качестве УЭО до вступления ТК.

Справочно. Для Беларуси этот подход крайне выгоден – около 80% белорусских операторов обладают таким статусом более 4 лет, включая сроки работы в качестве УЭО до вступления в силу нового ТК.

Также ТК ЕАЭС для свидетельств 2-го и 3-го типа предусмотрен альтернативный вариант предоставления обеспечения – подтверждение финансовой устойчивости организации (обязательно для 3-го типа).

ЕЭК разработана система оце­нки финансовых показателей, при выполнении которых предприятию не придется вносить соответствующую финансовую гарантию (Решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65). Что также важно, для производителей и экспортеров товаров сохранена возможность снижения размера финансового обеспечения в размере, эквивалентном 150 тыс. EUR, не ограничив при этом объема предоставляемых упрощений.

Это позволит белорусским УЭО не отвлекать значительные денежные средства на финансовую гарантию и предоставит им конкурентные преимущества.

Новые условия для статуса УЭО

Говоря о новых условиях присвоения статуса, отметим такие из них, как:

– нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок), пред­назначенных для временного хранения товаров;

 – соблюдение требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), к транспортным средствам и  работникам юрлица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов (данные требования предусмотрены для получения свидетельств 2-го и 3-го типа и определены Решением ЕЭК № 131).

В рамках работы над проектом Закона «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» сейчас широко обсуждается вопрос закрепления необходимости наличия у УЭО системы внутреннего «аудита» (самоконтроля).

Новые возможности для УЭО

С 1 января 2018 г. белорусские операторы, получившие новые свидетельства, могут воспользоваться преимуществами статуса в других государствах – членах ЕАЭС.

Надо отметить, что одним из наиболее перспективных среди направлений новой концепции является взаимное признание УЭО других стран как на двусторонней основе, так и на наднациональном уровне.

Особый интерес в этом направлении представляет взаимодействие со странами СНГ, ЕС, КНР.

Справочно. Сегодня разработано и находится на стадии согласования соглашение о взаимном признании статуса УЭО с Китаем.

Ставка таможенных органов на развитие института УЭО в Беларуси оправдывает себя. Сегодня УЭО осуществляют 75% белорусского экс­порта и 40% – импорта. Применение этого института позволяет белорусским компаниям оптимизировать свои затраты, а таможенным органам – более гибко применять систему управления рисками при организации таможенного контроля.

Учитывая вектор государственной политики по привлечению ино­странных инвестиций и диверсификации экспорта, работа по совершенствованию взаимодействия таможенных органов с УЭО будет продолжена.

Автор публикации: Наталья БОЛЬШАКОВА, начальник отдела организации таможенного декларирования и выпуска товаров главного управления организации таможенного контроля ГТК