Уплата платежей путем взаимозачета
В ряде случаев организации имеют переплаты по одним платежам в бюджет и обязанности по уплате других платежей. Возврат переплат и последующее погашение обязательств всегда связаны с затратами времени, а соответственно, и с определенными финансовыми издержками (минимум – в размере банковского процента на привлечение кредитных средств, а максимум – в виде упущенной выгоды). В этой связи у финансового руководства возникают вопросы о возможности использования переплат в целях исполнения обязанностей. Вместе с тем зачет платежей в указанной ситуации не всегда применим. На помощь может прийти взаимозачет. Особенно это бывает актуально в случаях уплаты платежей, взимаемых таможенными органами.
Правовые основания для проведения взаимозачета заложены в:
- п. 6 ст. 61 ТК ЕАЭС1, которым предусмотрено, что формы и способы уплаты таможенных пошлин, налогов, а также момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) устанавливаются законодательством государства – члена ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
- п. 4 ст. 38 НК2, который допускает взаимозачет подлежащих уплате плательщиком налогов, сборов (пошлин), пеней, за исключением ввозных таможенных пошлин, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед этим плательщиком.
Непосредственно порядок проведения взаимозачета определен постановлением № 1363.
Рассмотрим особенности проведения взаимозачета несколько подробнее.
Инструкцией № 1364 предусмотрено, что взаимозачет осуществляется в целях обеспечения своевременности расчетов между плательщиками и получателями бюджетных средств при недостаточности денежных средств для осуществления таких расчетов через банки.
Для целей Инструкции № 136 под денежными обязательствами получателей бюджетных средств понимаются неисполненные обязательства получателей бюджетных средств, подлежащие оплате за счет ...