$

2.5670 руб.

3.0586 руб.

Р (100)

3.3976 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Образование

Университет 3.0: концепция, достижения и перспективы

24.01.2020
Университет 3.0: концепция, достижения и перспективы
Фото: ulspu.ru

Модель «Университет 3.0» рассматривается Минобразования как одно из приоритетных направлений развития отечественной высшей школы.

Понятие «Университет 3.0» как обозначение университетов в качест­ве корпоративных субъектов экономики стало активно распространяться на постсоветском пространстве с начала 2000-х гг. В Беларуси на официальном уровне об особой миссии учреждений высшего образования по коммерциализации знаний было заявлено в декабре 2017 г. на II Съезде ученых.

Нормативную основу для претворения в жизнь этой модели заложил приказ Министра образования от 01.12.2017 № 757 «О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0».

Экспериментальный проект по внедрению модели реализуется на базе 7 вузов (БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ, БГЭУ, Гродненский государст­венный университет им. Янки Купалы, Белорусско-Российский университет). С 1 сентября 2019 г. к проекту присоединился Полоцкий государст­венный университет.

Предполагается реализовать проект в 2018–2023 гг.

Его цель сформулирована следующим образом:

«Проект направлен на комплексное развитие научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры учреждений высшего образования в целях создания инновационной продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности».

По существу, речь идет о создании на базе вузов интеграции образования, науки, инноваций, коммерциализации и внедрения в производство.

 

В чем смысл «Университета 3.0»

Концепция «Университет 3.0» (в т.ч. и как концепция «предпринима­тельского университета» – Entrepreneurial University) популярна за рубежом и во многом формирует тренды в развитии мировой высшей школы в последние десятилетия.

Секрет этой популярности прост. Университеты по определению являются источниками формирования знаний, а также местом формирования человеческого капитала. Соответственно их логично рас­сматривать как наиболее очевидное связующее звено между наиболее инновационными, высокотехнологическими и быстро развивающимися новыми секторами экономики и молодыми людьми, еще не вышедшими полноценно на рынок труда, чьи навыки и компетенции можно формировать с учетом требований данных секторов. Эта связь позволяет оптимизировать средства на развитие науки и инноваций, а также значительно повысить конкурентоспособность и привлекательность университетов.

Собственно говоря, цифра «3» призвана подчеркнуть отличие новой концепции от «Университета 1.0», где готовят специалистов для профессиональной деятельности в отдельных секторах экономики и социальной сферы, и «Университета 2.0», где важную роль играет научно-исследовательская работа.

Традиционные же центры научных разработок во многих случаях могут оказаться менее гибкими в перестроении своей работы и адаптации к стремительно изменяющимся требованиям рынка труда, а также в производстве инновационных знаний. Еще в 1981 г. Ричард Фуллер писал, что удвоение знаний человечества происходит каждые 12–13 месяцев, а к 2020 г. специалисты IBM ожидают удвоение знаний человечества приблизительно каждые 12 часов.

Параллельно с ускорением темпов увеличения знания на рынке труда в высокотехнологических областях происходят процессы, имеющие неоднозначное социальное значение. Наряду с роботизацией, ведущей к вымиранию многих профессий и сокращению рабочих мест, серьезной проблемой для высокотехнологических отраслей, особенно для IT-сферы, становится эйджизм. Как отмечает издание CIO, «лидеры в области техиндустрии хвастаются тем, что отдают предпочтение молодым кадрам». Белорусские масс-медиа также отмечают эйджизм в IT-сфере, даже несмотря на серьезный дефицит кадров. И дело, по-видимому, не столько в предвзятом отношении к людям старше 35 лет, сколько в крайне динамично развивающемся секторе.

 

Включить как можно больше вузов

Для белорусских вузов современные тенденции в сфере высоких технологий представляют двойную угрозу.

Во-первых, связь с рынком труда, несмотря на значительные усилия правительства в этом направлении, остается слабой.

Во-вторых, белорусские вузы стал­киваются с серьезной проблемой дефицита абитуриентов вследствие демографических процессов, происходящих в стране.

Все это актуализирует проблему конкурентоспособности отечественных учреждений высшего образования, предотвращения «утечки мозгов», а также усиления вклада высшей школы в развитие экономики страны.

Все активнее обсуждается диспропорция между развитием IT-сектора и других секторов в экономике. Безусловно, IT-сектор уже показал свое важное значение для белорусской экономики и продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Однако усиление этой диспропорции может привести к серьезным экономическим и социальным по­следствиям. Поэтому можно только приветствовать решение Минобразования включить в проект не только очевидно ожидаемый БГУИР, но и университеты с гуманитарными специальностями, а также региональные.

 

Первые шаги к современному вузу

Важным услотовием, способствующим качественному пересмотру взаимодействия вузов, государства и бизнеса в сфере высшего образования, стало расширение так называемого «вузовского компонента» при составлении учебных планов и стандартов, расширение автономии учреждений высшего образования по разработке учебно-методической документации. Это позволило сделать более гибкими учебные про­граммы, в большей степени адаптировать их под запросы организаций – заказчиков кадров.

Помимо тесной связи с коммерческим сектором отличительной чертой «Университета 3.0» является также развитие предпринимательской культуры у студентов, стимулирование и подготовка их к предпринимательской деятельности после выпуска из университета.

В 2018 г. Беларусь второй раз (первый – в 2016 г.) приняла участие в Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey – исследовании предпринимательского потенциала студентов. Оно не зафиксировало значимого прогресса по сравнению с 2016 г., но отметило ряд позитивных шагов в рамках развития в стране предпринимательской культуры у студентов.

Несмотря на объективно позднее начало реализации проекта «Университет 3.0», и государственные, и негосударственные организации осо­знают его важность для развития экономики и человеческого капитала страны. Важным достижением является и то, что в проект включены не только технические вузы.

Среди основных трудностей в реализации концепции «Университета 3.0» в Беларуси следует отметить сохранение слабой связи между рынком труда и высшей школой, пока еще относительно невысокую степень гибкости образовательного процесса и его содержания, относительно невысокий уровень развития предпринимательской культуры у белорусских студентов.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения  в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Александр ФИЛИППОВ, кандидат политических наук


***