$

2.1499 руб.

2.4501 руб.

Р (100)

3.2409 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

25.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Улучшаем работу консультативно-совещательных структур

11.12.2018
Улучшаем работу консультативно-совещательных структур
Никита Беляев. Фото: facebook.com/liberalclubbelarus

О том, как выстраивается диалог бизнеса с государством и насколько он эффективен, рассказывает Никита БЕЛЯЕВ, эксперт Центра аналитических инициатив ОО «Либеральный клуб».

В последние годы государство приняло документы, направленные на развитие предпринимательской инициативы и раскрепощение бизнеса.

Наиболее значимые среди них – Декрет Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утв. постановлением Совмина от 17.10.2018 № 743.

Согласно этим документам бизнес должен стать драйвером экономического роста белорусской экономики, а государство, в свою очередь, обязуется создавать условия для развития деловой инициативы.

Вместе с тем многие позитивные законодательные предложения на практике реализуются «для галочки» либо де-факто остаются нереализованными вовсе. Для того чтобы исправить это, необходимы обратная связь от бизнес-сообщества о качестве, эффективности и своевременности нововведений и желание государства слышать и слушать бизнес. Без этого сегодня нельзя быть уверенным в том, что эти и другие принятые документы позволят Беларуси стать страной успешного предпринимательства.

Основа данного взаимодействия – каналы «связи» бизнеса и государства.

Де-юре в Беларуси сформирована развитая и широкая система инструментов – консультативно-совещательные структуры (общественно-­консультативные советы, различные ведомственные и межведомственные советы и комиссии), институт обращений юридических лиц и граждан, бизнес-союзы и ассоциации. Но эффективность этих инструментов непостоянна. В результате как бизнес, так и само государство испытывают негативные последствия.

Наиболее важны для диалога вла­сти и бизнеса именно консультативно-совещательные структуры (КСС). Это уникальный инструмент, позволяющий бизнес-­сообществу донести свои интересы и позиции до государства. Но какова его эффективность?

Де-юре и де-факто

Исследование «Консультативно-совещательные структуры: как бизнесу и государству услышать друг друга», проведенное «Либеральным клубом», позволило сделать ряд выводов о достоинствах и недостатках этой системы в Беларуси.

Изучая нормативную базу, проводя экспертные интервью и анкетирования, в которых приняли участие представители бизнеса, государства и бизнес-сообщества, удалось выделить следующие особенности работы КСС.

Существующая система КСС имеет сложную и запутанную организацию. Она включает в себя широкий перечень ведомственных и межведомственных советов и комиссий. При этом отсутствует четкое функциональное и целевое разделение. Кроме того, нет комплексного описания деятельности каждого вида КСС и алгоритма, позволяющего бизнесу эффективно ориентироваться в рамках этой системы.

И хотя КСС являются одним из каналов по принятию и переведению предложений и интересов бизнеса в законодательную плоскость, лишь небольшая часть предложений принимается во внимание и внедряется в законодательную практику. Этот процесс зависит от уровня проработанности предложений, личностной мотивации/заинтересованности руководителя ККС, общественного внимания к обсуждаемой проблематике.

Государство выступало инициатором создания большинства КСС, что говорит об определенном уровне восприимчивости к мнению бизнеса. В то же время поверхностность госполитики в этой сфере, проявляющаяся в отсутствии единых стандартов и требований к работе КСС, невыполнении норм законодательства и допущении зависимости работы КСС от «личностного фактора», свидетельствуют о несистемном характере заинтересованности государства в развитии системы КСС.

Кроме того, исследование выявило определенный уровень деформации и искажения понимания цели функционирования КСС, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

Так, бизнес часто использует КСС с целью налаживания коммуникации с представителями/руководством ведомства, при котором создан КСС. Тогда как представители органов госуправления стремятся получить готовую экспертизу (проработанный проект закона, статьи, положения), а не узнать интересы и мнения бизнеса по обсуждаемому вопросу.

Пути модернизации

Таким образом, получается достаточно неоднородная картина работы КСС в Беларуси.

С одной стороны, создана достаточно широкая система КСС, позволяющая бизнес-сообществу взаимодействовать с государством. С другой стороны, эффективность этих инструментов невысока из-за ряда проблем.

Так, одной из наиболее актуальных является проблема «личностного фактора». Она проявляется в высоком уровне зависимости эффективности работы КСС от позиции ее руководства. Согласно законодательству возглавляет структуру руководитель ведомства, при котором она создана, либо его заместитель. Он определяет состав участников, повестку дня и дальнейшую судьбу принятых в рамках КСС решений.

Важно отметить, что законодательством не закреплены требования и стандарты работы КСС, которые бы позволили нивелировать действие личностного фактора. Единственным исключением являются требования постановления Совмина от 05.10.2016 № 802 к составу общественно-консультативных советов (ОКС), согласно которым они должны состоять на 50% из представителей бизнеса. Однако ряд госструктур обходит данное требование путем включения в состав ОКС государственных коммерческих компаний.

Исправить эту ситуацию и повысить эффективность работы КСС помогли бы действия, направленные на стандартизацию, повышение прозрачности и доступности работы данных организаций. В краткосрочном периоде представляется возможным распространить успешные практики работы некоторых КСС на всю систему. Это позволит установить эталонные стандарты и критерии функционирования этих организаций.

В среднесрочной перспективе необходимо внедрять нормы, направленные на расширение транспарентности работы КСС и их доступности для бизнес-сообщества. Сделать это возможно путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, прежде всего, в постановления Совемина, регулирующие работу КСС.

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ