Указ № 488: изменить или отменить?
Государство сейчас немало делает для совершенствования налоговой системы и улучшения инвестиционного климата в стране. Однако последние встречи представителей бизнес-сообщества и госорганов вновь показали, что правительство не готово отказаться от Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488). Его лишь собираются подкорректировать.
Руководители МНС на встречах с журналистами, в интервью и выступлениях рассказывают о том, что еще планируется сделать в направлении совершенствования налогового законодательства. Прекрасно, что они наконец-то обратили внимание, во-первых, на то, что следует придерживаться принципа презумпции добросовестности налогоплательщика. То есть пока налоговый орган не докажет документально, «что плательщик совершил налоговое правонарушение, плательщик будет считаться добросовестным».
К сожалению, сегодня субъекты хозяйствования выступают, как правило, в роли виноватых, потому что знают: если пришел налоговый инспектор, то он найдет нарушения, и в результате последуют санкции. Последние акты Президента в отношении развития предпринимательства ориентируют контрольные органы, в т.ч. налоговиков, прежде всего на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения.
Остается надеяться, что этот принцип будет работать на практике.
Во-вторых, отказ от космических пеней за недоплаченные за прошлые годы налоги. Эти пени «помогли» разрушить не один бизнес!
В-третьих, обеспечение стабильности налогового законодательства. Показательно в этом плане, что с момента принятия в декабре 2009 г. Налогового кодекса изменения в него (берем Особенную часть) вносились целых 23 раза, т.е. в среднем примерно три раза в год! При такой ситуации руководителю предприятия или индивидуальному предпринимателю (ИП) планировать свою деятельность на перспективу очень сложно, точнее, невозможно.
Такие подходы можно только приветствовать. Но есть в нашей налоговой системе «большая ложка дегтя», от которой правительство, как показывают недавние обсуждения с участием бизнеса и госорганов, пока не готово отказаться. Имеется в виду Указ № 488. Его содержание всем хорошо известно, остановлюсь лишь на самых наболевших моментах:
1) наличие реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр) не согласуется с определением предпринимательской деятельности, содержащимся в ст. 1 Гражданского кодекса, т.к. одним из признаков этой деятельности является то, что она осуществляется «на свой риск и под свою имущественную ответственность»;
2) при осуществлении предпринимательской деятельности, учитывая ее характер, практически у любого субъекта появляется риск «соответствовать» критериям, предусмотренным в качестве оснований для включения в реестр;
3) процедура включения в реестр может способствовать «усмотрению» чиновников, а следовательно, и коррупции;
4) на субъектов предпринимательской деятельности возлагается обязанность обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или ИП Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. При этом возможность указанных субъектов обеспечить такую проверку не учитывается;
5) первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом не имеющим юридической силы во внесудебном порядке, что также способствует возможности «усмотрения» со стороны чиновников. В связи с этим возникает также вопрос о соотношении Указа № 488 и мер, предусмотренных в Декрете Президента от 21.12.2017 № 8 (например, возможность использования смарт-контрактов);
6) процедура и меры ответственности, наступающие в результате нарушений, предусмотренных в Указе № 488, базируются на формальных признаках, не учитывающих, например, то, что реально на практике совершались конкретные операции (поставка, купля-продажа, оказание услуг и т.д.). Это, в сущности, означает объективное вменение, т.е. привлечение лица к уголовной ответственности без установления его вины.
Напомню, что сейчас идет корректировка законодательства в связи со вступлением в силу Декрета № 8. И Указ № 488, который противоречит нормам и принципам, содержащимся в последних актах, направленных на развитие предпринимательства, – Декрете от 23.11.2017 № 7 и Декрете № 8, указах от 16.10.2017 № 376 и от 19.09.2017 № 337 и др., необходимо отменить.
Государство, обладая мощным фискальным и контрольным аппаратом, имеет достаточно возможностей для обеспечения законности в сфере бизнеса и не должно перекладывать эти функции на сам бизнес. Стоит обратить внимание и на то, что вряд ли нормы Указа № 488 полностью соотносятся с принципом презумпции добросовестности налогоплательщика.