Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Учреждение образования без преподавателей

Организация предоставляет образовательные услуги. Наниматель решил сократить единственную штатную единицу преподавателя. Получается, что у юридического лица не будет штатного преподавателя. В штате остаются начальник, бухгалтер, секретарь, мастер производственного обучения. Количество преподавателей он увеличивает, но по гражданско-­правовым договорам. Я считаю, что такой подход не просто не логичен, но и нарушает трудовое законодательство.

Правомерны ли действия нанимателя? Какие аргументы убедят его воздержаться от подобной реорганизации?

В соответствии с п. 27 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Президента от 01.09.2010 № 450, далее – Положение), лицензированию подлежит образовательная деятельность, включающая следующие работы и услуги:

– подготовка кадров с профессионально-техническим образованием;

– подготовка кадров со средним специальным образованием;

– подготовка кадров с высшим образованием;

– переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, переподготовка руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, повышение квалификации руководящих работников и специалистов (либо выборка из указанного перечня работ).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляет Минобразования.

В п. 333 Положения определены лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, которыми, в частности, является планирование укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых оно является основным местом работы, не менее чем на 70% (для учреждений дополнительного образования взрослых – не менее чем на 20%) от общего количества штатных мест. Данное требование не является обязательным для учреждений образования, осуществляющих только повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

Если в вопросе речь идет о тех видах лицензионной деятельности, которые перечислены в п. 27 приложения 1 к Положению, то в штате организации должно быть соответствующее количество педагогических работников, для которых это будет являться основным местом работы, за исключением учреждений образования, осуществляющих только повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

Таким образом, при организации юридическим лицом дополнительного образования взрослых в форме реализации иных образовательных программ, в т.ч., например, обучающих курсов, получение специального разрешения (лицензии) на право осуществления образовательной деятельности не требуется, как и не требуется соблюдать условие о наличии в штате учреждения образования необходимого количества педагогических работников.

Гражданско-правовые договоры заключаются, как правило, для выполнения определенных, чаще всего разовых работ, и при достижении цели договор считается исполненным и прекращает свое действие. Заключение гражданско-правового договора правомерно, если потребность в выполнении какой-либо работы (оказании услуги) не носит регулярного (постоянного) и длительного характера.

Договор оказания услуг относится к категории гражданско-правовых договоров.

Правоотношения, вытекающие из договора подряда, регулируются гражданским законодательством и Указом Президента от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

Трудовые договоры необходимо отличать от гражданско-правовых, которые также выполняются личным трудом гражданина за определенное вознаграждение. Различие состоит, в частности, в их заключении, изменении и прекращении.

При выполнении работ по гражданским договорам не действуют гарантии, установленные законодательством о труде. При работе на основании гражданско-­правовых договоров не предоставляются трудовые и социальные отпуска, не применяются правила по режиму труда и отдыха, оплате труда (тарифы, ставки, оклады и др.), предусмотренные в ТК, а только нормы, определенные гражданским законодательством и соглашением сторон таких договоров.

В изложенной ситуации можно допустить, что наличие у организации видов деятельности, определенных ее уставом, в т.ч. по оказанию образовательных услуг, подразумевает наличие в штате организации штатных единиц педагогических работников. Следовательно, наниматель под соответствующий вид деятельности организации должен иметь в штате штатные единицы по соответствующим должностям.

При наличии в штатном расписании организации должности педагогического работника нанимателю следует принимать работника по трудовому договору (контракту). В случае необходимости выполнить работы (оказать услуги) в большем объеме, чем это могут обеспечить штатные работники организации, наниматель вправе включить в штатное расписание дополнительные единицы и заключать с работниками срочные трудовые договоры на время выполнения определенной работы согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ТК.

Таким образом, заключение договора по оказанию образовательных услуг может быть расценено как подмена трудовых отношений гражданско-правовыми.

Признание отношений, основанных на гражданско-­правовом договоре, трудовыми отношениями может повлечь необходимость дополнительных выплат, таких как:

– компенсация за неиспользованный трудовой отпуск;

– дополнительные выплаты, связанные с оплатой труда (как правило, пересмотр размера оплаты труда, т.к. вознаграждение будет рассматриваться как заработная плата, и соответственно размер оплаты может быть пересмотрен);

– штрафы за нарушение законодательства о труде, причинившие вред работнику (ч. 4 ст. 9.19 КоАП);

– дополнительные выплаты вследствие пересчета налоговых и страховых начислений и т.п.

Возможна также административная ответственность физического лица, которое систематически заключает гражданско-правовые договоры и получает доход от такой деятельности, за незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 12.7 КоАП).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений