Учет затрат на приобретение мебели
Организация приобрела мебель для офисного и производственных помещений. Мебель требует монтажа.
Как учитываются затраты по монтажу мебели, произведенному с помощью сторонней организации? Каким образом производится списание стоимости мебели на счета бухучета?
Организацией в качестве основных средств (ОС) принимаются к бухучету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
– активы предназначены для использования в деятельности организации;
– организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26)).
Если приобретенная организацией мебель соответствует условиям признания, перечисленным в п. 4 Инструкции № 26, мебель принимается в состав ОС.
При классификации ОС необходимо руководствоваться Нормативными сроками службы основных средств, утв. постановлением Минэкономики от 30.09.2011 № 161 (далее – Постановление № 161).
Согласно постановлению № 161 мебели могут быть присвоены следующие шифры (группа 7 «Инвентарь и принадлежности»):
– 70002 – для мебели из массива дерева (нормативный срок службы (НСС) – 10 лет);
– 70030 – для мебели из древесно-стружечной плиты, ламинированной древесно-стружечной плиты, мелкодисперсной фракции дерева; мебели прочей, в т.ч. встроенной (НСС – 7 лет).
В то же время следует учитывать, что п. 3 Инструкции № 26 предусмотрено, что Инструкция № 26 не применяется в отношении запасов.
Методологические основы и порядок формирования в бухучете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций), у ИП, принявших решение о ведении бухучета, определяет Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
Согласно п. 3 Инструкции № 133 среди прочего к запасам относятся инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления (отдельные предметы в составе средств в обороте).
Таким образом, мебель может быть отнесена как к ОС, так и к запасам.
Вопросы учета активов целесообразно закрепить в учетной политике.
Учитывая, что первоначальная стоимость приобретенных ОС определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая затраты на услуги других лиц, связанные с приведением ОС в состояние, пригодное для использования, расходы по монтажу мебели, отнесенной в состав основных средств, включаются в ее первоначальную стоимость.
При отнесении мебели в состав ОС в бухучете организации формируются следующие записи:
Д-т сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» – К-т сч.сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. – отражены фактические затраты, связанные с приобретением мебели (стоимость мебели, затраты по ее доставке, монтажу и др.);
Д-т сч. 01 «Основные средства – К-т сч. 08 – отражается сформированная первоначальная стоимость мебели.
ОС принимаются к бухучету на основании акта о приеме-передаче основных средств.
Перенесение стоимости мебели, используемой в предпринимательской деятельности, в состав расходов по текущей деятельности и затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, осуществляется путем начисления амортизации (п. 4 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), подп. 2.6 п. 2 ст. 130 Налогового кодекса).
Амортизационные отчисления по объектам ОС, используемым в предпринимательской деятельности, производятся на протяжении всего срока полезного использования (СПИ) объектов (ч. 1 п. 45 Инструкции № 37/18/6):
Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и др. – К-т сч. 02 «Амортизация основных средств».
Согласно п. 21 Инструкции № 37/18/6 СПИ устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов ОС согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.
Нижняя и верхняя границы диапазона СПИ рассчитываются путем умножения НСС на соответствующий коэффициент, указанный в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6. При этом нижняя граница диапазона не может быть менее 1 года, за исключением случая возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам ОС после завершения по ним модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, по которым срок полезного использования определяется комиссией с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов.
Комиссия вправе принимать СПИ объектов ОС равными по величине НСС соответствующих объектов (п. 22 Инструкции № 37/18/6).
Диапазон СПИ производственного и хозяйственного инвентаря, инструментов и принадлежностей равен от 0,5 до 1,5 НСС (приложение 3 к Инструкции № 37/18/6).
Исходя из этого:
– для мебели из массива дерева (шифр 70002) диапазон СПИ составит от 5 (10 х 0,5) до 15 лет (10 х 1,5);
– для мебели из древесно-стружечной плиты, ламинированной древесно-стружечной плиты, мелкодисперсной фракции дерева; мебели прочей, в т.ч. встроенной (шифр 70030), диапазон СПИ составит от 3,5 (7 х 0,5) до 10,5 лет (7 х1,5)).
В части затрат по монтажу мебели, отнесенной в состав запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте), следует учесть, что в соответствии с п. 7 Инструкции № 133 фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
К фактическим затратам на приобретение запасов относятся в т. ч. затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
Таким образом, фактические затраты, связанные с монтажом мебели, учтенной в составе запасов (отдельных предметов в составе средств в обороте), должны относиться на стоимость мебели, как затраты по ее доведению до состояния, в котором она пригодна к использованию.
С учетом того, что, согласно ч. 4 п. 3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, организация может вводить дополнительные субсчета, при отнесении мебели к отдельным предметам в составе средств в обороте, в бухучете организации формируются следующие записи:
Д-т сч. 10 «Материалы» субсч. 9-1 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты на складе» – К-т сч. 60 – отражены фактические затраты, связанные с приобретением мебели (стоимость мебели, затраты по ее доставке, монтажу и др.);
Д-т субсч. 10-9-2 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты в эксплуатации» – К-т субсч. 10-9-1 – мебель введена в эксплуатацию.
Перенесение стоимости мебели на затраты осуществляется в порядке, предусмотренном учетной политикой организации (п. 107 Инструкции № 133) и отражается в бухучете организации:
Д-т сч.сч. 20, 25, 26 и др. – К-т субсч. 10-9-2.
В своей учетной политике организация может установить порядок списания стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте, для которых законодательством не определен конкретный способ их списания, например, переносить стоимость таких предметов на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в следующем порядке:
– равными частями за период предполагаемого срока эксплуатации предметов;
– в размере 50% стоимости предметов при передаче их со складов в эксплуатацию и 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;
– по предметам до 2 БВ (условно) – списывать единовременно по мере передачи их в эксплуатацию (материально ответственными лицами учет указанных предметов осуществляется в количественном выражении);
– в размере 100% (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;
– в размере 100% при передаче их со склада в эксплуатацию;
– иным способом.