Учет шин в организации
Шина – один из основных элементов ходовой части транспортного средства, которые подвергаются повышенному износу и довольно часто выходят из строя гораздо раньше окончания срока их эксплуатации. Особенности учета данных материальных ценностей непосредственно влияют на порядок их учета и документального оформления.
Основным документом, регламентирующим порядок эксплуатации, ремонта и восстановления шин, является Технический кодекс установившейся практики ТКП 299-20111.
ТКП 299-2011 распространяется на шины, используемые на грузовых и пассажирских транспортных средствах, прицепах (ч. 1 разд. 1 ТКП 299-2011).
Порядок учета автомобильных шин зависит от того, приобретены они вместе с транспортным средством или отдельно от него.
Вариант 1.
Шины, поступающие вместе с автомобилем, являются его составной частью и в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета не учитываются, даже если выделены в товаросопроводительных документах, – их стоимость включается в первоначальную стоимость приобретаемого автомобиля и учитываемого на сч. 01 «Основные средства» (ч. 8 п. 16 Инструкции № 502; п. 10 Инструкции № 263).
Вариант 2.
Шины, приобретенные отдельно, считаются запасными частями к автомобилю, учитываются в составе запасов по фактической себестоимости и отражаются на сч. 10 «Материалы» субсч. 10-5 «Запасные части», и списываются на затраты при установке на транспортное средство (п.п. 3, 6, 7, 60 Инструкции № 1334, ч. 7 п. 16 Инструкции № 50).
Учет шин на складе ведется по количеству, размерам, моделям, маркам резины и стоимости. При этом учет новых и бывших в употреблении шин следует организовать обособленно.
Каждая шина (в т.ч. и запасные на транспортном средстве), которая находится в эксплуатации, должна быть закреплена за автомобилем, прицепом и работающими на них лицами.
Карточка учета работы автомобильной шины
Для учета и контроля работы на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации (в т.ч. на запасную шину), заводится карточка учета ее работы по форме, приведенной в приложении Л к ТКП 299-2011, которая является регистром их аналитического учета. Кроме того, на каждую шину утверждаются эксплуатационные нормы пробега (подп. 10.1 п. 10 ТКП 299-2011).
Карточка учета работы автомобильных шин может вестись в электронном виде. В случае, если организация осуществляет перевозки на транспортном средстве пассажиров и грузов только для собственных нужд, ведение карточки и установление эксплуатационных расходов необязательно (подп. 9.1 п. 9 ТКП 299-2011).
Справочно: автомобильная перевозка для собственных нужд – автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица и выполняется им для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этого юридического лица (ст. 1 Закона № 278-З5).
Открываются карточки учета работы шин на основании данных актов о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению № 236.
В карточке учета работы шины указывается ее техническое состояние (новая, восстановленная, а также дефекты, характер и размер повреждений), заводской номер с указанием всех букв и цифр (подпункты 9.2, 9.3 п. 9 ТКП 299-2011).
Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль в карточке учета работы шин записывается их предыдущий пробег. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке.
Для определения технического состояния шин и контроля за соблюдением их эксплуатационных норм пробега в организации назначается ответственное лицо за учет шин и создается комиссия по их учету и списанию (ч. 3 подп. 9.1 ТКП 299-2011).
Для каждой модели автомобильных шин организацией самостоятельно на основании анализа пробега списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели устанавливаются эксплуатационные нормы пробега (подп. 10.1 п. 10 ТКП 299-2011). До определения эксплуатационной нормы используются временные нормы согласно приложению М к ТКП 299-2011 (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011, приложение М к ТКП). Их рекомендуется снижать или повышать (подп. 10.3 п. 10, ч. 1 подпункты 10.5, 10.7 п. 10 ТКП 299-2011). При этом суммарное снижение нормы не должно превышать 30% (ч. 2 подп. 10.5 п. 10 ТКП 299-2011). Величина снижения или повышения временных эксплуатационных норм утверждается приказом руководителя организации (подп. 10.4 п. 10 ТКП 299-2011).
Фактический пробег автомобиля по спидометру вносится в карточку с периодичностью, установленной руководителем организации, но не реже одного раза в год.
Например, приказом руководителя организации может быть закреплено, что пробег сезонных шин в карточках учета указывается при их снятии в связи со сменой сезона либо ежемесячно (подп. 9.4 п. 9 ТКП 299-2011).
Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля (включая запасную). Такой расчет приводит к начислению пробега на неработающую запасную шину и неправильному определению фактического пробега каждой шины.
В этой связи организация вправе самостоятельно разработать соответствующие формы первичных учетных документов для бухгалтерского учета работы шин.
Как списать стоимость шин
Стоимость шин организация имеет право списывать в расходы при наступлении следующих обстоятельств:
– в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения;
– в момент установки на автомобиль.
При этом следует не забывать, что списание стоимости шины на затраты следует производить методом, принятым в учетной политике организации (п. 107 Инструкции № 133).
В зависимости от выбранного способа отражения стоимости шин в составе затрат организации меняется и отражение в учете утилизации шин. Остановимся на каждом способе учета подробнее.
1. Списание стоимости шин в затраты в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения.
Согласно Инструкции № 50 на субсч. 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение приобретенных автомобильных шин в запасе и обороте. Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость использовать субсч. второго порядка, например 10-5-1 «Шины в запасе, 10-5-2 «Шины в обороте».
Тогда передача шин со склада в эксплуатацию в бухгалтерском учете отражается: Д-т субсч. 10-5-1 – К-т субсч. 10-5-2, а списание шин с учета по причине непригодности к эксплуатации: Д-т сч.сч. 20, 23, 25, 26 – К-т субсч. 10-5-2.
Однако при использовании такого варианта несколько искажается себестоимость оказываемых услуг, выполняемых работ, поскольку стоимость шин будет списана в отчетном периоде, в котором фактическая их эксплуатация была минимальной.
Таким образом, данный вариант учета шин не всегда рекомендуется к применению.
2. Списание стоимости шин в затраты в момент их установки на автомобиль.
По мере отпуска материалов со складов (из кладовых) в подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве материальные ценности, учитываемые на сч. 10 «Материалы» списываются в дебет счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 29, 44) (п. 60 Инструкции № 133).
Справочно: затраты организации представляют собой стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получения экономических выгод в будущих периодах (абз. 2 п. 2 Инструкции № 1027).
Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (ч. 2 п. 32 Инструкции № 102).
Например, замену шин, приобретенных вместо непригодной авторезины, поступившей в составе автомобиля, можно считать ремонтом машины, следовательно, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором ремонт завершен.
На основании вышеизложенного применение данного варианта учета шин можно считать обоснованным.
Таким образом, право выбора способа списания шин остается за самой организацией.
1Технический кодекс установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утв. приказом Минтранса от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП 299-2011).
2Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
3Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26.
4Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
5Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
6Постановление Минфина от 22.04.2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов» (в ред. постановления Минфина от 28.04.2018 № 26).
7Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).