Учет аварийного освещения
Организацией хозяйственным способом выполнены работы по устройству аварийного эвакуационного освещения в помещении химчистки. Для этого приобретены материалы (светильник, кабель и др.) на сумму 180 BYN (в т.ч. НДС – 30 BYN). За выполненную работу электрику начислена заработная плата в сумме 129 BYN. Затраты по обслуживанию и содержанию оборудования и производственных помещений отражаются на счете 25 «Общепроизводственные затраты».
К какому виду работ (ремонт, модернизация) следует отнести устройство аварийного освещения? Нужна ли на них проектная документация? Как отразить произведенные затраты в бухгалтерском учете?
Работы по устройству аварийного освещения относятся к текущему ремонту.
Аварийное освещение позволяет продолжать работу (освещение безопасности, резервное освещение) или обеспечивать эвакуацию людей (эвакуационное освещение) при аварийном отключении рабочего освещения (п. 3.1 раздела 3 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Система электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования», утв. приказом Минстройархитектуры от 15.09.2009 № 303 ТКП 45-4.04-149).
Согласно п. 6.1.3 раздела 6 ТКП 45-4.04-149 эвакуационное освещение в общественных зданиях должно устраиваться, в т.ч. в помещениях с постоянно работающими в них людьми, если вследствие отключения рабочего освещения и продолжения при этом работы производственного оборудования может возникнуть опасность травматизма (ремонтные мастерские, производственные помещения предприятий общественного питания, прачечных и др.).
Ремонтом признается совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа (приложение 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6).
Поскольку устройство эвакуационного освещения связано с обеспечением работоспособности системы освещения здания при аварии и приведением ее в соответствие с требованиями технических нормативных актов (ТКП 45-4.04-149), то затраты по устройству аварийного освещения следует рассматривать как текущий ремонт.
Выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы (п. 4 ст. 51 Закона от 5.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Форма С-1 «Дефектный акт» утверждена постановлением Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 14.
При выполнении текущего ремонта составляется только сметная документация на основании дефектных актов, при необходимости на основании технических заключений (для общественных и жилых зданий) (п. 4.8 раздела 4 технического кодекса установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утв. приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 267).
Аналогичное положение установлено для производственных зданий в п. 10.15 раздела 10 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.04-78 (02250) «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений. Порядок проведения», утв. приказом Минстройархитектуры от 17.09.2007 № 286.
Таким образом, основаниями для выполнения работ по текущему ремонту являются дефектный акт, смета, ведомость расхода материалов и необходимые рабочие чертежи.
Решение о проведении текущего ремонта должно быть документально оформлено распорядительным документом (приказом, распоряжением) руководителя организации, в котором рекомендуется указать лицо, ответственное за проведение ремонта, сроки начала и окончания выполнения работ, порядок организации производственного процесса в период проведения ремонта и другую необходимую информацию.
Затраты на текущий ремонт относятся к текущим расходам.
Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26).
Затраты, связанные с обслуживанием и управлением структурными подразделениями основного и вспомогательных производств, учитываются на счете 25 «Общепроизводственные затраты» (п. 27 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50).
На этом счете отражаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, начисленная амортизация и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве, затраты на оплату труда работающих в организации лиц, занятых обслуживанием производства, другие аналогичные по назначению затраты.
Затраты, учтенные на счете, списываются записями:
Д-т сч.сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и других счетов – К-т сч. 25 «Общепроизводственные затраты»
или
Д-т сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» – К-т сч. 25 – в отношении условно-постоянных затрат.
Таким образом, в рассматриваемом случае в бухучете организации делаются следующие записи:
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, BYN |
Оприходованы строительные материалы (180 – 30) |
10-1 |
60 |
150 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
60 |
30 |
НДС принят к вычету |
68-2 |
18 |
30 |
Начислена зарплата работнику, выполнившему строительные работы |
25 |
70 |
129 |
Начислены обязательные страховые взносы в ФСЗН (129 х 34%) |
25 |
69 |
43,86 |
Начислены страховые взносы в БРУСП «Белгосстрах» (129 х 0,6%) |
25 |
76-2 |
0,77 |
Списан использованный материал |
25 |
10-1 |
150 |
Списаны затраты по устройству аварийного освещения (129 + 43,86 + 0,77 + 150) |
20 |
25 |
323,63 |