Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Туризм
30.12.2022 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №99(2596) от 30.12.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Туризм-2022: упор на российский рынок и смена трендов

Фото: neg.by

Для белорусского туризма последние несколько лет выдались непростыми: пандемия в 2020 г. запустила процесс трансформации отрасли, а геополитические события вокруг нашей страны его ускорили. При этом туризм пытается сохранить клиентов и сотрудников (сейчас в сфере госте­приимства занято около 70 тыс. человек). О том, как ситуация складывалась в уходящем году, что происходит с целевым российским рынком, а также из каких стран ждут гостей в Беларуси, рассказали представители отрасли. «ЭГ» выбрала самое интересное.

Предварительные итоги года

Окончательные итоги года подводить пока рано – полная статистика будет только в феврале, но общая картина видна уже и сейчас. Заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик поделился некоторыми цифрами. Так, сохраняется тренд на развитие внутреннего туризма. По данным за 9 месяцев в рамках организованных туров по Беларуси путешествовали 1 млн 157 тыс. туристов. Это почти на 200 тыс. человек больше, чем за аналогичный период 2021 г. (темп роста – 116%). При этом в Минспорта понимают, что организованные туры в последние годы становятся все менее популярными, акцент смещается на индивидуальный туризм, а значит, реальные цифры отличаются в большую сторону.

Еще один показатель, на который обратил внимание замминистра, – это данные Госпогранкомитета по количеству иностранцев, прибывших в страну. Так, за 10 месяцев 2022 г. в Беларусь приехали 1 млн 163 тыс. человек (+22% к прош­лому году). Важно понимать, что эта цифра не учитывает сухопутную границу с Россией. И даже при этом РФ остается лидером – из этой страны к нам прибыло 393 тыс. человек.

Интересная ситуация складывается с соседними странами, для граждан которых установлен безвизовый режим. Литва и Латвия в 2022 г. увеличили потоки туристов в нашу страну в 7 раз. К примеру, из Литвы в Беларусь в текущем году приехали 315 тыс. человек. Польша сохранила количество приезжающих на уровне 2021 г. Потоки из других западных стран снижаются.  

По словам О. Андрейчика, вырос в текущем году и объем экспорта туристических услуг. По данным за 10 месяцев он составил 147,5 млн USD (+39,5% к прошлому году). Сохранилось положительное сальдо, оно составляет 85 млн USD. При этом замминистра подчеркнул, что цифра по экспорту услуг не отражает всех финансовых средств, которые оставляют в стране турис­ты. Ключевым рынком остается Россия, 119 млн USD в общем объеме экспорта – это вклад российских туристов (рост практически в 2 раза). У таких стран, как Турция, Латвия, Китай, этот показатель составил от 2 до 3 млн USD. К примеру, китайские туристы оставили в Беларуси 2 млн USD (темп роста к уровню 2021 г. – 127%).

В январе-октябре около 2 млн туристов посетили белорусские гостиницы, агроусадьбы и другие средства размещения. Это на 600 тыс. человек больше, чем в 2021 г. Оте­чественные санатории увеличили свою загрузку почти на 8%; по итогам года предполагается, что почти 1,5 млн человек пройдут оздоровление в белорусских здравницах, в т.ч. около 200 тыс. иностранцев. Планируется, что загрузка учреждений санаторно-курортной системы в среднем по году составит 81–82%.

Целевой рынок

Говоря об итогах года, председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый отметил, что в первую очередь 2022 год дал для отрасли мощный турпоток со стороны России. Глава РСТИ признал, что причины такого роста отчасти имеют вынужденный характер, но все же стабилизировать присутствие белорусского турпродукта на российском рынке не только среди крупных городов, но и ряда регионов – это серьезное достижение, которое требует дальнейшего развития.

Российский рынок является целевым для отрасли, т.к. оттуда к нам едут все категории туристов. Поэтому именно с ним и связаны основные тренды текущего года. Так, в 2022 г. в Беларусь поехали молодые туристы из РФ – раньше в таких масштабах этот сегмент представлен не был. Кроме того, востребованными стали отели премиум-класса, куда граждане РФ стали приезжать семьями – и не только на выходные, а на 7–10 дней. Этот тренд особенно ярко проявился прошлым летом.

Ситуацию с гостиницами прокомментировал помощник генерального директора управляющей компании холдинга «Гостиничный холдинг управления делами Президента Республики Беларусь» Алексей Стрельченко. По его словам, в 2019 г., который стал для белорусского туризма, в т.ч. и гостиничного бизнеса, одним из самых удачных, самая высокая загрузка была в трех- и четырехзвездочных отелях. Если брать конкретно холдинг, то речь идет о гостиницах «Минск» и «Юбилейная». В текущем году акцент сместился на более комфортабельный отдых, и пятизвездочный «Президент-Отель» уже превосходит по загрузке результаты 2019 г. Причем заселяются в него не только клиенты, приехавшие по вопросам бизнеса, но и туристы с семьями. По словам А. Стрельченко, в этом году клиенты гостиниц стали более требовательными, что свидетельствует о том, что они много путешествовали и привыкли к определенному уровню комфорта.

Ф. Гулый также отметил еще один тренд этого года, связанный с гостями из РФ, – отсутствие глубины бронирования. Люди планируют свой отдых за неделю-две, раннего бронирования практически нет. Это может объясняться тем, что нет визовых препятствий и языковых проб­лем: турист просто покупает билет на самолет или поезд, бронирует гостиницу и приезжает. А уже на месте разбирается, какие достопримечательности хотел бы посмотреть и какие места посетить. По словам главы РСТИ, такая ситуация требует от белорусской туротрасли гибкости и умения подстраиваться. Плюс сильно снижается роль туркомпаний, организующих отдых «под ключ». И наоборот, растет роль экскурсоводов, сотрудников отелей и общепита.

Направления развития

Развитие отрасли в 2023 г. связывается по-прежнему с российским рынком. О. Андрейчик отметил, что упор планируется делать на регионы РФ. Министерство спорта и туризма уже определило 15–20 регионов, с которыми планирует работать наиболее активно. Регулятор считает, что можно охватить, как минимум, все территории от белорусской границы до Поволжья. При этом при наличии прямого авиасообщения можно работать и с туристами из более далеких регионов соседней страны.

Представители отрасли согласны работать в этом направлении. Так, по словам А. Стрельченко, дозагрузить гостиницы эконом-класса можно экскурсионными группами из РФ. Такие автобусные туры часто организовывались до пандемии, но в 2020 и 2021 гг. были приостановлены. В 2023 г. можно рассчитывать на их возрождение, считает эксперт. Кроме того, ряд автобусных маршрутов из РФ в страны Европы сейчас закрыт, и Беларусь могла бы переключить этот поток на себя, особенно путешественников из регионов. Организаторы таких туров, в первую очередь, проявляют интерес к гостиницам с 3 звездами, потому что хотят экономично размещать своих туристов.

Больше внимания будет уделяться и созданию совместного с российскими коллегами туристического продукта. На рынке уже представлены подобные проекты – к примеру, «Белорусский вояж», разработанный БЖД и РЖД. Количество трансграничных маршрутов будет расти и дальше. Ф. Гулый рассказал, что, к примеру, компания «РЖД-Тур» в 2023 г. планирует запустить новый турпродукт: железнодорожные круизы с выездом из Екатеринбурга в двух направлениях. Один из них будет идти до Тихого океана, до Владивостока, а второй – по Центральной Азии через Алматы, Фергану, Ташкент и Самарканд. Заказать такой тур можно будет и из Беларуси, причем для белорусов, возможно, он будет стоить даже чуть дешевле.

Продолжится работа и с туристами из соседних стран, с которыми действует безвизовый режим, – Литвой, Латвией и Польшей. Ф. Гулый положительно оценил продление безвиза, т.к. он помогает поддерживать связи с туристическим бизнесом этих стран и сохранять турпотоки. Специалист предположил, что в 2024–2025 гг. на этих направлениях можно ожидать рост.

РСТИ в 2023 г. сделает ставку на совместную с российскими коллегами работу с третьими странами. В частности, с государствами ШОС. Самый большой интерес тут вызывают Индия и Китай. Ситуацию с индийскими туристами могло бы сильно улучшить открытие прямого авиарейса. С Китаем до 2020 г. сложились неплохие контакты, которые сейчас надо восстанавливать.

Эксперты не ожидают, что в 2023 г. китайские туристы массово поедут в Беларусь – пандемия до сих пор сильно влияет на этот рынок. Но существенного всплеска деловой активности ждать стоит, поскольку увеличение числа бизнесменов из КНР происходит уже сейчас. Это объясняется тем, что производители из Поднебесной стараются заместить те санкционные товары, которые Беларусь перестала завозить из стран Европы. А значит, сфера гостеприимства должна быть готова к приему таких клиентов. В этой части также было бы целесообразно вернуться к подготовке гидов – в 2019 г. в стране работало более 20 аттестованных экскурсоводов со знанием китайского языка, но за два года их количество сильно сократилось.

Кроме того, упор будет делаться на сотрудничество со странами Центральной Азии. В частности, сейчас одним из основных рынков становится Узбекистан. Также в этом году отметился рост деловых контактов с Кыргызстаном. Больше внимания будет уделяться и другим странам постсоветского пространства.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by