Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Туризм
30.09.2022 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №74(2571) от 30.09.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Внутренний и индивидуальный: как меняется туризм в Беларуси

Фото: freepik.com

В туристической сфере Беларуси последние пару лет наблюдается закономерная и устойчивая тенденция – активно развивается внутренний туризм. Пандемия, геополитические события и закрытые границы заставили белорусов под другим углом взглянуть на туристические дестинации в собственной стране. И это стало толчком для развития оте­чественных туробъектов, считают в Минспорта. Так, лето 2022 г. показало, что количество туристов, посетивших белорусские достопримечательности, выросло. «ЭГ» постаралась оценить, каким будет дальнейшее развитие данной отрасли.

Туристическое лето – 2022

Характеризуя прошедший летний сезон, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович подчеркнула: полной статистики пока нет, она будет ближе к ноябрю. Но уже сейчас понятно, что показатели прошлого года будут превышены. Количество туристов, посетивших этим летом белорусские объекты, увеличилось. Об этом свидетельствует в т.ч. наполнение санаторно-курортных учреждений, гостиниц и агроусадеб.

«Нам нужно прорабатывать вопрос о том, где и как будут отдыхать граждане Беларуси, потому что поток из стран-соседей достаточно большой и имеющиеся учреждения выкупаются заранее. При этом очень важно, чтобы белорусы могли в своей стране без проблем найти удобное и комфортное место для отдыха. Сегодня этот вопрос становится актуальным, как никогда ранее», – заявила глава департамента.

К примеру, из РФ, по данным на 1 августа, приехало более 300 тыс. туристов. И одним из направлений, которые «выстрелили» в прошедшем сезоне, стали шоппинг-туры.

Традиционно летом активно развивались санаторно-курортное направление, экологический и промышленный туризм. Кроме того, пристальное внимание стали уделять образовательному туризму. Глава департамента напомнила про пилотный проект по субсидированию школьных поездок. Ученики в рамках школьных дисциплин посещали белорусские достопримечательности, памятные места. Сейчас обсуждается возможность масштабировать этот пилот, чтобы не только старшеклассники имели такую возможность.

Отдельно стоит сказать об агроэкотуризме: в последние годы он становится все популярнее. Правда, в скором будущем этот сегмент ожидают новации: Минспорта подготовило проект закона, который изменит правила игры для агроусадеб. Что попадет в документ, пока точно неизвестно. Возможно, это будут изменения в части налого­обложения для тех усадеб, которые находятся вблизи крупных городов.

Из того, что озвучивали представители Минспорта, понятно, что хозяев агроусадеб обяжут нести ответственность за общественный порядок на своей территории наравне с посетителями. Кроме того, больше полномочий должны предоставить и местным органам власти, которые сформируют специальные комиссии для ревизии данных объектов. Цель – определить, каким видом деятельности фактически занимается каждая усадьба (многим из них ставят в вину то, что они функционируют, как гостиницы и рестораны). Когда законопроект направят депутатам, пока неизвестно, но не так давно министр спорта и туризма Сергей Ковальчук заявлял, что документ находится «в высокой степени готовности».

Туризм для одиночек

Белорусские власти видят и еще одну тенденцию, игнорировать которую не стоит: туризм становится индивидуальным. Уходит в прошлое засилье больших туристических автобусов и организованных групп. Белорусы предпочитают путешествовать по своей стране самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм. И это стоит учитывать при дальнейшем развитии отрасли, уверен директор ГУ «Национальное агентство по туризму» Дмитрий Морозов.

«Автономным» путешественникам нужно создавать необходимые условия, и ключевым моментом может стать активное использование цифровых технологий. К примеру, внимание стоит уделять использованию таких популярных у туристов сервисов, как онлайн- или офлайн-карты. Кроме того, при посещении достопримечательности или памятного места у человека должна быть возможность воспользоваться аудиогидом. В качестве примера Д. Морозов назвал лагерь для советских военнопленных в Масюковщине «Шталаг-352», где такая опция предусмотрена.

Технология дополненной реальности также входит в перечень приоритетов, которые позволят создавать для туристов хорошие продукты. Как это может быть реализовано, можно увидеть на столичной улице Комсомольская, где установлен виртуальный памятник белорусским айтишникам.

Глава Национального агентства по туризму обратил внимание и на тот факт, что в Беларуси есть большой культурный пласт, недостаточно используемый в туристических целях. Это нематериальное культурное наследие. Мало кто слышал про «Колядные цари» или Юровский хоровод. Самобытные обряды могут стать неплохой изюминкой любой экскурсии. И не требуется таких колоссальных финансовых вложений, как, к примеру, реконструкция замка.

Продвижение на рынки Азии и Кавказа

Говоря о международном сотрудничестве в сфере туризма, представители власти акцентируют внимание на совместной работе с Россией, а также другими странами СНГ. Кроме того, больше внимания теперь уделяется таким направлениям, как Азия и Кавказ.

Так, в СНГ сейчас обсуждается новый проект под названием «Драгоценное ожерелье Содружества», нацеленный объединить туристические объекты стран в один трансграничный маршрут.

По мнению Д. Морозова, СНГ может совместно продвигать свои туристические возможности и на рынках стран Шанхайской организации сотрудничества. В составе ШОС находятся такие масштабные рынки, как Индия, Китай, Иран. Он также отметил, что сейчас сотрудничество со странами ШОС становится более интенсивным, эти страны интересны нам и как отправляющие туристов, и как принимающие. При работе с ними странам СНГ вполне разумно выступать совместно, координировать усилия по маркетингу и присутствию на их туристических выставках, проводить профильные форумы и воркшопы.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by