Туристы опоздали на рейс

Туроператор выдал туристам билеты накануне отъезда. Однако время вылета изменилось, и два человека из группы опоздали на рейс.
Кто должен был информировать их о переносе времени вылета?
Права и обязанности субъектов и участников туристической деятельности прописаны в ст.ст. 13, 14 Закона от 25.11.1999 № 326-З «О туризме». Но в нем не указано, кто и как обязан информировать туриста об изменении времени вылета или иных условий тура.
Как разрешаются подобные конфликты в судах?
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что между турагентом (субагент) и туроператором (агент) был заключен субагентский договор, согласно которому первый обязался от своего имени совершать на территории Беларуси юридические и иные действия по реализации пакета туруслуг, а второй – предоставить субагенту туристический продукт в соответствии с принятой заявкой на бронирование.
По договору турагент обязан доводить до третьих лиц, включая туристов, сведения, касающиеся тура, в т.ч. полученные от агента. Он несет ответственность за убытки туристов, которые возникли в связи с непредоставлением или неполным предоставлением необходимой информации.
Все действия, связанные с бронированием принадлежащих туроператору туристических туров, уведомления и получение необходимой информации по турпоездке возможны только при регистрации и авторизации личного кабинета конкретного турагентства. Турагент выполнил данное условие.
Спор между партнерами возник из-за того, что два туриста опоздали на самолет.
Турагент потребовал, чтобы туроператор возместил ему понесенные расходы, в т.ч. по приобретению авиабилетов, трансфер из аэропорта до отеля, оплату дополнительных суток в гостинице и т.д. Ведь все эти убытки в сумме 5150 руб. напрямую связаны с непредоставлением информации об изменении времени вылета самолета.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда 24.12.2019, как и предыдущие судебные инстанции, не поддержала требования турагента.
Почему судьи отклонили доводы о том, что туроператор информировал истца об изменениях тура ненадлежащим образом? В договоре конкретный способ извещения истца об изменениях тура не был прописан, а факт оповещения истца об изменении времени вылета самолета путем рассылки информации в личный кабинет турагента нашел свое подтверждение.
В данной ситуации турист мог требовать с турагента еще и компенсацию морального вреда (ст. 152 ГК), из-за чего последний понес бы новые расходы помимо вышеуказанных.
Таким образом, если в договоре не указан способ извещения об изменении условий тура, то любой способ уведомления будет засчитан судом.
Поэтому рекомендуется включать в договор пункт об обязанности турагента проверять накануне вылета актуальность информации о предстоящем туре и связываться с туристами.
Следует предусмотреть, каким образом будет происходить информирование. Есть вероятность, что сообщения, отправленные по электронной почте, попадут в спам, информацию в личном кабинете на сайте турагентства можно не увидеть, а сам турист не всегда ответит на звонок с незнакомого номера.
В договоре с туристом желательно прописать, что накануне вылета он должен проверять почту, отвечать на звонки, а все письма, направленные на согласованные адреса и мессенджеры, считать доставленными и т.д.