Цены хотят взять на автоматизированный контроль, начать могут с шин

В Беларуси обсуждают перспективы взаимоувязки автоматизированных информационных систем ЭСЧФ (электронные счета-фактуры) и СККО (система контроля кассового оборудования). Бизнес-союзы по этому поводу уже высказались, причем исключительно в негативном ключе.
Для получения полноты картины и объективной оценки ситуации «ЭГ» направила запрос в Министерство антимонопольного регулирования и торговли.
Мнения разошлись
МАРТ взаимоувязку двух АИС в целом поддерживает. В министерстве считают, что данная мера в условиях цифровизации экономики необходима. Так власти рассчитывают обеспечить автоматизированный контроль ценообразования по всей цепочке поставки товара – от производителя (импортера) до магазина.
«Реализация данного мероприятия носит стратегический характер, и разработка может занять длительное время. Потребуется поэтапное проведение работ по изменению законодательства в сфере порядка заполнения ЭСЧФ, использования кассового оборудования, штрихового кодирования товаров, ведения бухгалтерского учета, понадобится проработка технических моментов и др., что действительно несколько может увеличить нагрузку на бизнес», – говорится в ответе, направленном МАРТ в адрес «ЭГ».
По всей видимости, опасения бизнес-союзов относительно того, что затраты превысят разумные пределы, регулятор разделяет. Тем не менее, учитывая спектр вопросов, необходимых для внедрения системы, МАРТ планирует в ходе отработки отдельных вопросов привлекать к данной работе также и представителей бизнес-сообщества.
Работу системы проверят на шинах?
Что, собственно, нужно, чтобы сформировать ту самую цепочку от производителя или импортера до розничной торговли? Товар должен быть включен в два перечня – по прослеживаемости и по маркировке. Первый список определен постановлением Совмина от 23.04.2021 № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» и включает в себя три товарных позиции – холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы. Маркировке же в Беларуси подлежат кофе, чай, слабоалкогольные напитки, молочная продукция, обувь, отдельные товары легкой промышленности, шины, изделия из натурального меха.
Как писала ранее «ЭГ», в МАРТ инициировали пилотный проект по автоматизированному контролю цен и объявили сбор предложений, на каком товаре систему можно проверить. Похоже, на роль первопроходца выбраны шины. В министерстве не исключают возможности такого варианта. Что касается самого «пилота», то его в МАРТ охарактеризовали как проект по «прослеживаемости» в рамках одной группы товаров. По результатам отработки предполагается принимать решение о поэтапном распространении информационной системы сбора, хранения, учета, обработки и контроля сведений о поставляемых товарах и операциях, связанных с их оборотом, на другие группы товаров. Регулятор уточнил, что в настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения.
Цены на коротком поводке
Предложение по автоматизации контроля цен возникло не на пустом месте. Государственное регулирование стоимости социально значимых товаров в Беларуси – отработанная практика. В МАРТ отмечают, что уже сейчас прописали в своих нормативно правовых актах всю необходимую информацию для прозрачности и прослеживаемости установления цены до первого формирователя. Регулятор уточняет, что отслеживать будут первоначальную цену приобретения, размер и вид предоставляемых скидок, кто осуществлял транспортировку, др.
Кроме того, правительство ввело ценовое регулирование на отдельные непродовольственные товары (в т.ч. на бытовую химию, вещи для детей). МАРТ же в свою очередь отслеживает, насколько обоснованно формируют цены крупнейшие импортеры, производители, а также продавцы моторного масла, масляных фильтров и шин.
Мониторинг распространяется на участников авторынка и продавцов бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины).
При выявлении признаков необоснованного повышения цен, ведется точечная работа по их корректировке, подчеркнули в министерстве. Одновременно в МАРТ регулярно проводят рабочие встречи с импортерами, где обсуждаются контрольные мероприятия, недопустимость спекулятивного роста цен и проблемные вопросы.
* партнерский материал