$

2.1177 руб.

2.4600 руб.

Р (100)

3.2257 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Экология

Трудное возвращение вторсырья

10.04.2018
Трудное возвращение вторсырья
Фото: target99.by

В Беларуси мусорные горы стали расти медленнее. С созданием депозитной (залоговой) системы сбора упаковки захоронений отходов на полигонах станет еще меньше.

Как сообщила журналистам заместитель директора ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Надежда Татаринцева, в нашей стране наблюдается тенденция роста извлечения из твердых коммунальных отходов (ТКО) вторичных материальных ресурсов (ВМР) – с 10% в 2012 г. до 17% в 2017 г. В прошлом году, например, было собрано 653,8 тыс. т ВМР, в т.ч. отходов бумаги и картона – 329 тыс. т, стекла – 181,3 тыс. т, полимерной продукции – 77,8 тыс. т, изношенных шин – 46,8 тыс. т, отработанных масел – 12,7 тыс. т, электронного и электрического оборудования – 6,2 тыс. т.

Этот процесс, согласно Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утв. постановлением Совмина от 28.07.2017 № 567 (далее – Стратегия), должен набирать силу. Например, в период 2020–2030 гг. удельный вес использования ТКО в экономике вырастет, как планируется, с 25% до 40%.

Сбором ВМР в настоящее время занимается около 420 юридических лиц и ИП, из которых более половины представляют организации ЖКХ и потребительской кооперации. Активно представлен в системе предпринимательский сектор. Отметим, для его представителей данная деятельность, особенно в регионах, позволяет минимизировать проблему занятости.

В прошлом году отечественные сборщики ВМР получили за свой труд от Оператора свыше 31,1 млн. BYN. При этом самый высокий объем компенсации расходов получили юридические лица и ИП за передачу для обезвреживания или хранение (в случае отсутствия перерабатывающих производств на территории Беларуси) отходов товаров и упаковки – 25,1 млн. BYN. Компенсация сборщикам многооборотной стеклянной упаковки составила всего 218,1 тыс. BYN.

Оператор, как следует из его отчета, направил на компенсацию расходов по сбору ВМР 71,4% всех средств, полученных от производителей и поставщиков товаров и упаковки в 2017 году. В их реестр включено уже около 15,3 тыс. юридических лиц и ИП, на которых распространяются требования Указа Президента от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» по содержанию и развитию системы их сбора в республике.

Около 11,2 млн. BYN полученных от них средств, что составляет четверть годового объема поступлений, Оператор перечислил на финансирование мероприятий, предусматривающих выполнение госпрограмм по обращению с отходами, внедрение новых технологий сбора и ис­пользования отходов в качестве ВМР, совершенствование материально-технической базы организаций-сборщиков, строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию ТКО и ВМР. Эти деньги были израсходованы, в частности, на покупку мусоровозов, контейнеров, оборудования для прессования ВМР и стационарных приемозаготовительных пунктов.

Часть прошлогодних поступлений была направлена на модернизацию мусороперерабатывающего завода в Бресте и проектирование предприятия по переработке отходов в Витебске. В Борисове был реализован проект по созданию производства по переработке полимерных отходов повышенной загрязненности на местном заводе пласт­массовых изделий. Здесь из пленочных полиэтиленовых меш­ков, пакетов, чехлов, остатков цветной пленки и т.д. стали выпускать новый вид продукции – регранулят. Его борисовчане используют как в качестве сырья для производства различных полимерных изделий, в частности, труб, тары, бытовых товаров, так и поставляют другим потребителям.

В 2017 году положено начало более серьезной работе по экологическому оздоровлению Минска, жизнедеятельность которого ежегодно приносит около 1 млн. т ТКО. Введенный в экс­плуатацию мусоросортировочный завод в Шабанах снизит, как предполагается, темпы загрязнения отходами столичных окраин приблизительно на 100 тыс. т в год. Здесь из мусора извлекают стекло, бумагу, шины, ПЭТ-тару, металлоизделия, возвращая им экономическую жизнь в качестве вторсырья.

На очереди – строительство Минского мусоросжигающего завода. В настоящее время представителями Минприроды, Минэнерго, Минжилкомхоза и Мингорисполкома разрабатываются технические условия объекта, в т.ч. определяющие его экологические параметры. В свя­зи с отсутствием отечественного опыта по реализации таких проектов нашими специалистами изучается международная практика, в т.ч. по эксплуатации аналогичных предприятий. Пред­полагается, что в результате сжигания столичного мусора будет вырабатываться электрическая и тепловая энергия для нужд Минска.

Работа по снижению накопления ТКО, их переработке выявила дефицит в Беларуси знаний, применения современных технологий в данной сфере. Например, для нас не являются ВМР отходы комбинированной многослойной упаковки, состоящей из пластика, металла, картона. Нет в стране производств по ее переработке и расщеплению на известные виды вторсырья, поэтому после сортировки мусора такую упаковку по-прежнему отправляют на полигоны для захоронения.

Впрочем, удивляться здесь нечему. В прошлом году финансирование экспериментальных, опытных, проектных и научно-­исследовательских работ (далее – НИР) в данной сфере осуществлено в объеме 41,8 тыс. BYN, что составило лишь 0,1% годового объема отчислений производителей и поставщиков товаров и упаковки.

Между тем установленные Стратегией задания требуют активизации усилий по работе с отходами и извлечению ВМР. Правительство одобрило меры по наращиванию НИР по указанной тематике. На их выполнение в текущем году в соответствии с постановлением Совмина от 12.12.2017 № 954 планируется направить 950 тыс. BYN, что почти в 23 раза превышает прошлогодний уровень.

В частности, предполагаются подготовительные действия по преобразованию нынешнего механизма сбора отходов упаковки в депозитную (залоговую) систему (ДЗС), которая основана на экономическом стимулировании потребителя вернуть использованную упаковку путем введения на нее суммы залога. Приобретая товар в упаковке, потребитель уплачивает за нее сумму залога, а при возврате пустой упаковки эта сумма ему возвращается.

Разработку ДЗС будет осуществлять рабочая группа. Ей предстоит определиться по ряду основополагающих позиций проекта, в т.ч. по вопросам собственника системы, сроков внедрения и залоговой ставки.

Автор публикации: Михал СТЕЛЬМАК