Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Три способа защиты интересов лиц, участвующих в госзакупках

В соответствии со ст. 4 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) является одним из основных принципов осуществления государственных закупок (далее – закупки).

В числе прочих норм Закона, направленных на реализацию данного принципа, имеются нормы, определяющие порядок обжалования действий заказчика, организатора, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки и оператора официального сайта (далее – ответственные лица).

В частности, Закон определяет три основных способа такого обжалования:

– подача заявления о прекращении действий, нарушающих права и законные интересы участника либо иного юридического или физического лица, в адрес ответственного лица;

– подача жалобы на действия ответственного лица в уполномоченный госорган;

– обжалование действий и решений заказчика (организатора, оператора) в судебном порядке.

Первый способ: подача заявления

Согласно ст. 52 Закона, если действия (бездействие) или решения ответственного лица нарушают права и законные интересы участника (иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального пред­принимателя (ИП)), он вправе обратиться непосредственно к данному лицу с заявлением о прекращении таких действий (бездействия) и об устранении их результатов или отмене соответствующих решений.

При этом необходимо помнить, что лицо, не являющееся участником процедуры закупки, вправе обратиться с таким заявлением только до истечения срока, установленного для подготовки и подачи участниками своих предложений на процедуру закупки.

В то же время участники процедуры вправе обратиться с таким заявлением в течение всего периода ее проведения вплоть до заключения договора.

Кроме того, лицо, не являющееся участником процедуры, вправе обжаловать только действия или бездействие, относящиеся к приглашению на процедуру закупки или к документам, представляемым участникам для подготовки предложения.

При получении такого заявления ответственные лица обязаны принять соответствующее решение не позднее 7 рабочих дней после его получения и оформить свое решение в письменном виде. Решение должно содержать указание основания для его принятия и при необходимости предусматривать меры, которые должны быть приняты. В течение трех рабочих дней после его принятия решение направляется заявителю.

Следует иметь в виду, что в отличие от обжалования действий ответственных лиц в уполномоченном гос­органе, направление заявления непосредственно данным лицам не влечет обязательного приостановления проведения процедуры закупки.

В случае проведения электронного аукциона при подаче заявления ответственному лицу необходимо также учитывать требования ч. 1 п. 2 ст. 45 Закона. Данной нормой установлено, что при проведении электронного аукциона предложения участников должны состоять из двух разделов. При этом первый раздел предложения не должен содержать информацию, которая позволяет идентифицировать участника. Если же при рассмотрении первого раздела пред­ложения участника комиссия выявляет какую-либо информацию, идентифицирующую участника, то в соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 46 Закона предложение такого участника подлежит отклонению.

Соответственно, если участник подаст заявление ответственному лицу после истечения срока для подготовки и подачи предложений и до публикации протокола по вопросу их открытия, то данное лицо получит информацию, позволяющую идентифицировать участника. Это, в свою очередь, согласно норме ч. 4 п. 2 ст. 46 Закона будет являться основанием для отклонения предложения такого участника.

Таким образом, при проведении электронного аукциона заявление ответственному лицу, предусмотренное ст. 52 Закона, следует подавать либо до истечения срока, установленного для подготовки и подачи предложений, либо после размещения на электронной торговой площадке протокола заседания комиссии по вопросу открытия предложений.

Второй способ: подача жалобы

Согласно норме п. 1 ст. 53 Закона участники, а также иные юридические и физические лица в случае нарушения их прав и законных интересов вправе подать жалобу на действия ответственных лиц в уполномоченный госорган. Нормой подп. 1.1 п. 1 Указа Президента от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» уполномоченным госорганом по осуществлению закупок определено Министерство антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ).

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 53 Закона лицо, не являющееся участником процедуры закупки, вправе подать жалобу в уполномоченный орган только до истечения срока, установленного для подготовки и подачи участниками предложений, и только в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения.

Общие требования к порядку подачи таких жалоб и их рассмотрения установлены ст.ст. 53–56 Закона.

Непосредственно порядок рассмотрения жалоб уполномоченным госорганом определен Инструкцией о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утв. постановлением МАРТ от 28.06.2017 № 30 (далее – Инструкция).

Требования к содержанию жалобы установлены п. 1 ст. 54 Закона.

Жалоба подается в уполномоченный госорган в письменном виде и должна содержать:

– наименование (для физического лица, в т.ч. ИП – фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность), место нахождения и учетный номер плательщика участника или иного лица, подающих жалобу, либо их представителя, номер контактного телефона;

– наименование (для физического лица, в т.ч. ИП – фамилию, собственное имя, отчество (при наличии)), место нахождения, учетный номер плательщика и номер контактного телефона заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются;

– наименование вида процедуры закупки, указание источника финансирования государственной закупки;

– суть обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений;

– документы и сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.

К жалобе, подаваемой представителем лица, подающего жалобу, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание жалобы.

Жалоба в уполномоченный госорган может быть подана в сроки, установленные Законом. Так, согласно п. 2 ст. 54 Закона жалоба может быть подана:

– в отношении приглашения и документов, пред­ставляемых участнику для подготовки предложения, – в течение срока для подготовки и представления предложений;

– в иных случаях – не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры закупки или признании ее несостоявшейся.

Нормой п. 7 ст. 55 Закона определены случаи, при которых жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается подавшему ее лицу.

Так, жалоба не подлежит рассмотрению в случае, если она не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 54 Закона, либо подана по истечении установленных Законом сроков, а также если на те же действия (бездействие) или решения ответственных лиц ранее уже подана жалоба, которая рассматривается или по ней принято решение уполномоченным госорганом либо судом.

Согласно п. 10 Инструкции жалоба возвращается подавшему ее заявителю в течение трех рабочих дней, следующих за днем ее поступления.

Следует также учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 54 Закона подача жалобы в МАРТ возможна только в том случае, если договор по результатам закупки еще не заключен.

В соответствии со ст. 56 Закона подача жалобы в уполномоченный госорган влечет приостановление процедуры закупки. Однако срок такого приостановления не может превышать 30 календарных дней и не подлежит продлению. Если закупка осуществляется для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, функционирования госорганизаций, то срок приостановления не может превышать срок, определенный заказчиком (организатором) для заключения договора.

В соответствии с нормами Инструкции в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы МАРТ принимает ее к рассмотрению и приостанавливает проведение процедуры закупки. Информация об этом размещается на официальном сайте и в открытом доступе, а также на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры закупки. Данное сообщение содержит сведения о месте и времени рассмотрения жалобы и сроках приостановления процедуры закупки.

Кроме того, в день размещения МАРТ информации о поступлении жалобы операторы официального сайта и электронной торговой площадки направляют заказчику (организатору), участникам, иным лицам, права и законные интересы которых могут быть затронуты в результате рассмотрения поступившей жалобы, уведомление о ее поступлении в МАРТ, месте и времени ее рассмотрения.

Необходимо помнить о том, что в соответствии с п. 2 ст. 55 Закона участники и иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы и по неуважительным причинам не принявшие участия в процедуре ее рассмотрения, лишаются права впоследствии обращаться МАРТ с жалобой на те же действия (бездействие) или решения ответственных лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 54 Закона лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия решения по существу жалобы. При этом такое лицо будет не вправе повторно подать жалобу в МАРТ на те же действия (бездействие) или решения ответственных лиц.

Если жалоба была отозвана заявителем, МАРТ в течение трех рабочих дней размещает информацию об этом на официальном сайте, а также в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры закупки.

После поступления жалобы лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, иные участники и лица вправе не позднее чем за два рабочих дня до ее рассмотрения направить в МАРТ свои возражения.

Соответствующее структурное подразделение МАРТ обеспечивает подготовку материалов для рас­смотрения и принятия решения по жалобе, а также проводит проверку соблюдения ответственными лицами законодательства о закупках при осуществлении данной процедуры закупки. При этом проверяется соответствие законодательству всех действий (бездействия) таких лиц, в т.ч. не указанных в жалобе, а также документов по процедуре закупки, размещенных на официальном сайте и электронной торговой площадке, требованиям законодательства о закупках.

Результаты проведенной проверки докладываются в ходе заседания комиссии по рассмотрению жалоб. Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается комиссией на коллегиальной основе и оформляется в письменном виде.

Лица, участвующие в рассмотрении жалобы, обязаны представить комиссии документы, подтверждающие их полномочия. Следует помнить, что в соответствии с п. 5 ст. 186 Гражданского кодекса (ГК) лишь руководитель юридического лица вправе действовать от его имени без доверенности. Иные лица для представления интересов организации обязаны иметь соответствующую доверенность.

Если заявитель, иные участники и лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не приняли участия в рассмотрении жалобы, комиссия вправе рассмотреть жалобу в их отсутствие.

По результатам рассмотрения жалобы МАРТ вправе принять одно либо несколько из следующих решений:

– обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о закупках;

– отменить незаконное решение;

– распорядиться о прекращении процедуры закупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную процедуру закупки или в случае, предусмотренном п. 33 приложения к Закону, процедуру закупки из одного источника;

– признать жалобу необоснованной;

– разрешить заключение договора.

О принятом по результатам рассмотрения жалобы решении извещаются лицо, подавшее жалобу, а также лица, которые были извещены о ее поступлении.

МАРТ в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения жалобы размещает соответствующий протокол на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры закупки.

Решение комиссии по рассмотрению жалоб может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

В течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения МАРТ направляет заказчику разрешение заключить договор.

Третий способ: защита в суде

В соответствии со ст. 57 Закона процедура закупки, проведенная с нарушением законодательства о закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. При этом признание процедуры закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры. В то же время следует учитывать то, что исходя из нормы ст. 57 Закона подача в суд иска о признании недействительной процедуры закупки возможна только в том случае, если на момент подачи иска процедура уже проведена.

Постановлением Президиума ВХС от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» (далее — постановление № 25) судам был дан ряд рекомендаций по рассмотрению споров, связанных с организацией и проведением торгов, заключением договоров по результатам торгов, признанием торгов недействительными, а также применением последствий признания торгов недействительными.

В частности, постановлением № 25 определено, что в качестве заинтересованного лица, по иску которого торги могут быть признаны судом недействительными, может выступать не только непосредственный участник торгов, но и лицо, которому было отказано в участии в торгах.

Также постановлением № 25 установлено, что основанием для признания торгов недействительными могут служить лишь те нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение их результатов. В частности, к таким нарушениям могут относиться:

– нарушение порядка и сроков извещения сторон;

– проведение торгов ранее назначенных сроков;

– отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п. 2 ст. 418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);

– необоснованный отказ в допуске лица к участию в торгах (открытых);

– несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;

– признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;

– продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;

– выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;

– иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов.

Также в постановлении № 25 указано, что само по себе нарушение правил проведения торгов не может служить основанием для признания недействительным договора, заключенного по их результатам, если сами торги не признаны судом недействительными.

В заключение отметим, что защита прав и законных интересов лиц при участии в закупках является необходимым условием эффективности таких закупок.

Предусмотренный Законом механизм досудебного разрешения споров посредством направления заявлений непосредственно ответственному лицу или жалобы в МАРТ, безусловно, доказал свою эффективность. Такой порядок разрешения споров позволяет, с одной стороны, обеспечить надежную защиту участников от недобросовестных действий ответственных лиц, а с другой – избежать длительных судебных разбирательств при рассмотрении таких споров.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений