Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
09.12.2019 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Третейские суды заработают по-новому

Фото: Depositphotos

Законопроект об изменении Закона от 18.07.2011 № 301-З «О третейских судах» исключает возможность назначения третейских судей. Их будут избирать стороны, участвующие в споре. Кроме того, к рассмотрению споров планируется привлекать третьих лиц – причем как по инициативе самого суда, так и по инициативе истца и ответчика.

Представляя законопроект при его рассмотрении в первом чтении в Палате представителей, министр юстиции Олег Слижевский в числе предлагаемых новаций назвал запрет на заключение третейского соглашения, если одна из его сторон является учредителем (участником) третейского суда, или каким-либо образом с ним связана.

Проектом закона закрепляются нормы, касающиеся госрегистрации, постановки на учет постоянно действующих третейских судов и их ликвидации, в соответствии с подходами, применяемыми в отношении госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования согласно Декрету Президента от 16.01.2009 № 1.

Расширяются полномочия регистрирующих органов – Минюста и главных управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – по анализу работы постоянно действующих третейских судов на соответствие законодательству. Но в сферу мониторинга не будет входить рассмотрение дел по существу.

Если сегодня при обнаружении нарушений в деятельности третейских судов органы юстиции не вправе принимать по отношению к ним меры принуждения, то после вступления норм законопроекта в силу Минюст и главные управления юстиции смогут выносить предложения об устранении в месячный срок выявленных недостатков. В случае невыполнения в установленные сроки такого предписания третейский суд будет ликвидирован в судебном порядке.

Согласно проекту к компетенции Верховного Суда отнесено принятие решения о ликвидации постоянно действующего третейского суда (признание госрегистрации недействительной), созданного в качестве некоммерческой организации, а решение о ликвидации третейского суда, учрежденного в качестве обособленного подразделения юрлица, сможет вынести областной либо Минский городской суд.

Выступавший на сессии с содокладом заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Максим Мисько отметил, что в перспективе предусматривается возможность создания общественных объединений третейских судей. Это повысит их независимость и сделает более прозрачным порядок избрания судей в процесс.

Также предлагается предоставить третейскому суду, созданному в виде некоммерческой организации, право иметь свою символику (геральдические символы).

О необходимости внесения изменений в Закон «О третейских судах» специалисты говорят давно. В очередной раз этот вопрос обсуждался на прошедшем в конце ноября в Минске заседании объединенной коллегии министерств юстиции Беларуси и России.

Олег Слижевский в своем выступлении на встрече сообщил, что в нашей стране зарегистрировано 25 постоянно действующих третейских судов на базе юридических лиц (хозяйствующих субъектов), три суда созданы как отдельные некоммерческие организации.

Мониторинг их деятельности выявил серьезные проблемы: некоторые третейские суды учреждаются с целью повысить престиж учредителя («пустышка» для статусности), другие – для манипулирования интересами контрагентов. Последний вариант вызывает серьезные опасения в правомерности решений третейских судов, аффилированных по отношению к одной из сторон. Прописывание конкретного третейского суда в коммерческом контракте стало нездоровой практикой ловушек для добросовестных контрагентов, поскольку на сегодняшний день отсутствуют механизмы законодательного регулирования таких ситуаций и воздействия на таких судей.

Министр юстиции Беларуси озвучил еще одну серьезную проблему, связанную с деятельностью третейских судов – их нежелание взаимодействовать с государственными экономическими судами. Игнорирование запросов, неявка в судебное заседание для дачи пояснений – весь этот правовой беспредел остро поставил задачу подготовки нормативных правовых актов, которые позволили бы урегулировать деятельность недобросовестных правоприменителей.

Поправки в Закон «О третейских судах» во втором чтении рассмотрит депутатский корпус Палаты представителей седьмого созыва уже на весенней сессии, которая откроется в начале апреля.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by