$

2.1120 руб.

2.4170 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Маркетинг

Требуется реклама: новая концепция для «наружки»

06.03.2018

Министерство антимонопольного регулирования и торговли совместно с субъектами рекламной деятельности и их объединениями подготовило проект Концепции развития рекламного рынка в Беларуси на период до 2022 года. Также сформулированы предложения по совершенствованию наружной рекламы.

В проекте отмечается, что в последние годы уменьшается количество заказов на производство и распространение рекламы, падает доходность по сдел­кам. Снижается в этой сфере активность отечественных производителей – преимущественно по причине сокращения их рекламных бюджетов и роста стоимости всех видов рекламы, включая наружную. Отсутствует единый информационный интернет-ресурс с перечнем субъектов рекламной деятельности, указанием профиля их работы, а также ориентировочной стоимостью оказываемых услуг.

Напомним, что Декрет Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» устранил многие недостатки, на которые часто указывали рекламщики. Так, выдача, продление действия и переоформление разрешения на размещение средств наружной рекламы должны теперь производиться через «одно окно». Запрещен отказ на осуществление данных процедур по основаниям, не базирующимся на требованиях законодательства. В случаях, когда не требуется разработка проекта привязки средства наружной рекламы к участку местности или подключения к инженерным коммуникациям, срок выдачи разрешения сокращается с 30 до 15 рабочих дней, по его продлению – с 15 до 5 рабочих дней, по переоформлению – с 10 календарных до 5 рабочих дней.

Отменена необходимость согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспорте – эта новация не распространяется только на специфические товары (работы, услуги), к которым относятся продукция военного назначения, товары (работы, услуги) двойного применения, а также товары (работы, услуги), контролируемые в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг).

Разрешено не разрабатывать проект­ную документацию для размещения средства наружной рекламы.

РАЗРАБОТЧИКИ проекта предлагают включить в перечень оснований для отказа в выдаче разрешения: планирование размещения средства наружной рекламы в месте (на участке), где ее размещение не предусмотрено или не допускается в соответствии с решениями органов местной власти; несоответствие его размеров (его рекламного поля) размерам места размещения или средств наружной рекламы, расположенных по соседству, на одном фасаде или ограждении; несоответствие установленным законодательством требований к внешнему виду средства наружной рекламы и безопасности размещения; при угрозе разрушения элементов благоустройства или озеленения либо иного причинения вреда.

При этом недопустимо отказывать в выдаче разрешения на основаниях, которые носят характер оценочного суждения, не базируются на конкретных требованиях законодательства.

Предлагается уточнить перечень сведений, содержащихся в разрешении (дополнение бланка паспорта средства наружной рекламы сведениями о его размере (площади рекламного поля), согласии собственника места размещения средства наружной рекламы (его уполномоченного лица) на размещение средства наружной рекламы.

Кстати, при доработке проекта его авторам стоило бы учесть, что вопрос о согласии при наличии нескольких собственников осложняется. В частности, он актуален при размещении наружной рекламы на домах, принадлежащих товариществам собственников и организациям застройщиков (жилищным кооперативам). В уставах этих организаций следовало бы прописывать, к чьей компетенции относится дача согласия на размещение наружной рекламы – правления или общего собрания. Если это компетенция общего собрания, то вопрос вносится в повестку дня внеочередного собрания и решается простым большинством голосов при условии наличия кворума.

При выдаче разрешения между рекламораспространителем, мест­ным ор­ганом власти, собственником места раз­мещения средства наружной рекламы (его уполномоченным лицом) заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы, к которому применяются правила договора возмездного оказания услуг, за исключением случая безвозмездного размещения рекламы. Плата, взимаемая по указанному договору за предоставление права на использование городской среды или иных территорий в рекламных целях, в полном объеме зачисляется в бюджет соответствующей административно-­территориальной единицы.

В проекте предлагается взамен платы ввести местный сбор, что позволит унифицировать подходы по расчету платы в городах и районах республики, сократив трудовые и временные затраты финансовых органов.

ПРЕДУСМОТРЕНЫ разработка и вне­д­рение автоматизированной системы учета местными исполнительными и распорядительными органами разрешений на размещение средств наружной рекламы, договоров на ее размещение и взимаемой по ним платы.

Планируется установить минимально допустимое расстояние между средствами наружной рекламы, а также запретить размещать на срок более трех месяцев рекламу, выполненную на бумаге, – из-за ее низкой износостойкости.

Заявлено о необходимости стимулирования местной властью размещения современных высокотехнологичных средств наружной рекламы (очевидно, имеется в виду переход на «цифровые билборды»), а также средств наружной рекламы, совмещенных с элементами благоустройства или уличной мебелью.

ОТМЕЧЕНО, что в последнее время растет количество средств наружной рекламы, где длительное время размещается социальная реклама и иная информация некоммерческого характера (в столице в 2016 году она достигала 70%). Это обстоятельство обостряет проблему наполнения местного бюджета, т.к. плата за распространение социальной наружной рекламы не взимается. Но квотировать социальную рекламу, установив минимальную и предельную квоты, не предлагается.

Есть в проекте назревшие и ставшие весьма актуальными положения о введении запретов, например, на размещение средств наружной рекламы на средствах дорожного ориентирования и на поверх­ности дорог, что может содействовать снижению аварийности.

Запрет на длительное (более суток) стационарное размещение совмещенных с рекламой прицепов в непредусмотренных для стоянок местах связан с тем, что в ст. 14 Закона от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» в перечень транспортных средств, реклама на которых требует или не требует согласования, прицепы не вошли. Понятно, что некоторые граждане воспользовались пробелом в законодательстве, и на городских улицах в большом количестве появились прицепы к легковым автомобилям с рекламными щитами. Правда, неясно, кто и каким образом будет контролировать, сколько времени они находятся вне стоянок.

Вместе с тем проект предлагает отмену некоторых из действующих сегодня законодательных запретов, в частности, запрет на изготовление наружной рекламы нерезидентами, а также рекламирование товаров с участием ино­странных граждан.

Автор публикации: Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ, юрист