Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Образование
15.07.2011 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТРЕБУЕТСЯ ДВОЙНАЯ ЗАЩИТА

На мой взгляд, государство может получить немалые деньги за счет подготовки иностранных специалистов, а также кандидатов и докторов наук. Обучение в белорусских вузах качественное и сравнительно недорогое, и, что очень важно, — в стране практически отсутствуют проявления расовой и национальной нетерпимости. Думаю, к нам охотно поедет молодежь из Средней Азии, которая неплохо знает русский язык. И со стороны вузов больших затрат не требуется: программы обучения отработаны, опытные преподаватели имеются. Что же мешает увеличить набор иностранцев, допустим, в 10 раз?

На мой взгляд, государство может получить немалые деньги за счет подготовки иностранных специалистов, а также кандидатов и докторов наук. Обучение в белорусских вузах качественное и сравнительно недорогое, и, что очень важно, — в стране практически отсутствуют проявления расовой и национальной нетерпимости. Думаю, к нам охотно поедет молодежь из Средней Азии, которая неплохо знает русский язык. И со стороны вузов больших затрат не требуется: программы обучения отработаны, опытные преподаватели имеются.

Что же мешает увеличить набор иностранцев, допустим, в 10 раз?

Владимир ПОЛЕВИК, Гродненская обл.

Специалисты утверждают, что значительный экспортный потенциал отечественной системы образования используется не в полной мере. Так, удельный вес иностранцев в общей численности студентов наших вузов составляет 2,4%. По мнению зарубежных экспертов, оптимальной является доля в 10%. Примерно такой процент составляют иностранные студенты в вузах Франции и Германии, в Австралии — 15,5%, США — 4% (хотя во многих университетах этот процент значительно выше, например, в Калифорнийском — около 20%, Нью-Йоркском — 13%).

Наше правительство планирует в 2011–2015 гг. увеличить экспорт образовательных услуг в три раза. Правда, отдельные эксперты сомневаются в выполнении поставленной задачи. О некоторых проблемах, мешающих такому росту, «ЭГ» уже писала (см. № 17 за 4.03.2011 г., с. 24). Это прежде всего языковой барьер. Сегодня во многих государствах, которые 20 лет назад входили в состав СССР, русский язык изучается лишь факультативно. Преподавание же на английском требует учебно-методического сопровождения курса лекций, разработки учебных программ, подготовки преподавателей…

Затем — вопрос жилья. В университетах США, к примеру, предлагают на выбор три варианта: дают место в общежитии, помогают снять квартиру или селят в семьи. У нас, к сожалению, два последних подхода не практикуются. Возможно, государство со временем найдет пути решения жилищной проблемы для иностранных студентов.

А что касается подготовки кадров высшей научной квалификации, то, кроме вышеперечисленных, есть еще и другие препятствия. Так, в странах Евросоюза отсутствуют традиционные для нас понятия «кандидат наук» и «доктор наук», там применяется ученая степень PhD (от лат. Philosophiе Doctor). В России есть «доктор по профилю» и PhD. C этого года перешел на европейскую систему Казахстан.

Кроме того, в СНГ до сих пор не подписано соглашение о нострификации — взаимном признании документов о послевузовском образовании. Поэтому защита диссертации, допустим, в Беларуси или Украине, требует проведения повторной защиты на территории государства пребывания, что отбивает охоту получать послевузовское образование в нашей стране.

Отмечу, что у нас сегодня обучаются граждане России, Китая, стран Ближнего Востока и Азии. Около 20% из них учатся в медицинских университетах, в частности, на стоматологических факультетах. Далее по востребованности идут технические и математические специальности, международные отношения, иностранные языки и искусствоведение.

Мировой рынок образовательных услуг, по данным ряда экспертов, оценивается в 30–40 млрд. USD. Из них около 14 млрд. USD ежегодно получают за обучение иностранных студентов США, Великобритания — 5,7 млрд. фунтов стерлингов, Австралия — 3,6 млрд. USD, Россия — 70 млн. USD.

Владимир ЗДАНОВИЧ,

председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by