Трата времени или способ достучаться до чиновников. Как белорусы используют коллективные электронные обращения
Платформы для создания электронных коллективных обращений граждан начинают играть все более важную роль во взаимодействии нашего народа и госорганов. Сегодня это удивительно успешный и яркий пример развития гражданского общества: простые белорусы объединяют свои усилия для того, чтобы обратить внимание госорганов на существующие проблемы и добиться их решения.
Исследовательский центр BIPART представил результаты исследования, посвященного анализу эффективности электронных обращений такого рода. Эксперты проанализировали 1109 петиций, созданных пользователями на сайте petitions.by в 2017–2018 гг. и набравших в общей сложности 292 159 подписей.
Как это работает
Механика воздействия электронных коллективных обращений на чиновников основывается на положениях Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). В частности, той его части, которая определяет порядок работы государственных органов с обращениями граждан.
Сайт petitions.by, как и другие аналогичные сайты, позволяет любому белорусу создать электронное обращение в адрес государственного органа, после чего такую петицию могут поддержать другие граждане. Для этого им необходимо предоставить свои идентификационные данные, что равносильно собственноручной подписи электронного обращения.
По истечении определенного времени подписанная таким образом петиция отправляется по адресу назначения, а сайт отслеживает результаты ее рассмотрения.
По статистике, предоставленной платформой petitions.by, порядка 60% петиций завершаются решением проблемы, по поводу которой создавалось обращение.
Половина всех петиций – о работе госорганов
Заявленные пользователями петиции чаще всего связаны с:
– раскрытием информации о работе госорганов (50,8%);
– проблемами безопасности и угроз для жизни (12,6%);
– решением экологических проблем и защитой права на благоприятную окружающую среду (11%);
– защитой прав этнических и религиозных меньшинств и родного языка (10%).
Авторы исследования делят поданные петиции на заявленные правозащитными (в которых указывалось конкретное нарушение прав граждан) и де-факто правозащитные, характер которых проистекает из сути обращений инициатора.
По статистике, обращения, заявленные правозащитными, получили большее количество подписей (556 на одно обращение), чем средний показатель по обращениям в целом (263). Это может быть связано с тем, что петиции, заявленные правозащитными, как правило, составлены более профессионально и аргументированно. Чаще всего такие обращения выдвигаются опытными активистами или инициативными группами, которые умеют продвигать свои инициативы в интернете.
75% инициаторов – мужчины, среди регионов лидирует Минск
Не менее интересна информация, определяющая портрет граждан, которые инициируют электронные обращения, и тех, кто поддерживает их своими подписями. Чаще всего авторами петиций выступают мужчины – они инициировали 75% электронных обращений.
Однако если обратить внимание на тех людей, которые подписывают петиции, гендерный дисбаланс выравнивается: 46,8% полученных подписей было оставлено женщинами.
Интересно, что мужчины чаще поддерживают петиции, посвященные защите гражданско-политических и культурных прав, в то время как женщины – связанные с правами женщин, детей, людей с инвалидностью и социально-экономическими правами. Возможно, это связано с тем, что женщины в большей степени по сравнению с мужчинами вовлечены в процесс решения проблем, связанных с образованием, здравоохранением, социальной защитой, заботой о детях и пожилых родителях.
Региональный разрез данных показывает, что создание письменных обращений через сайт petitions.by остается городским и даже столичным явлением: 52% петиций созданы в Минске, где живет пятая часть населения страны.
Среди остальных регионов наибольшей активностью отличается Гомельская область, жителями которой было заявлено 23,6% петиций.
Авторы исследования обращают внимание, что при нынешнем уровне инициативы пользователей отдельный активный гражданин может серьезно повлиять на статистику всего региона. Так, из 135 петиций, созданных в Гомельской области, 95 посвящены языковому вопросу и были созданы одним пользователем.
Согласно опросу, проведенному авторами исследования, основные мотивы авторов и «сочувствующих» – это решение проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, устранение несправедливости и возможность выразить активную гражданскую позицию.
На вопрос, почему пользователи выбрали именно такую форму обращения, чаще всего отвечают следующее: это удобно, это современно, это эффективно, так как позволяет привлечь единомышленников и выступить коллективно.
Как госорганы отвечают на петиции
По данным исследования, ответы государственных органов были получены на 953 петиции (86% от общего количества).
Несмотря на то что согласно Закону государственные органы обязаны предоставить ответ на все письменные обращения, 15% петиций осталось вообще без ответа.
Но отвечали небыстро: среднее время ответа на петицию составило 36,7 календарного дня. Это притом что установленный законодательством срок ответа государственных органов на письменное – не более 15 дней, а в случае, когда требуется дополнительное изучение и проверка, – один месяц. Мы видим, что не все государственные органы выдерживают сроки предоставления ответов на обращения. Каких-либо взаимосвязей между наличием явного либо неявного правозащитного компонента и сроком ответа государственных органов также выявлено не было.
Интересно, что в Минске ответы государственных органов были получены на 585 петиций из 631 (на 93%), т.е. немного выше, чем в целом по стране. Однако среднее время ответа на петицию не лучше – в среднем те же 36,5 дня.
Какими методами белорусы добиваются своего
В рамках исследования удалось собрать информацию о том, какими еще способами белорусы отстаивают свои права.
Наиболее эффективными после письменных (в т.ч. в электронной форме) обращений в госорганы граждане считают следующие формы гражданской инициативы:
– привлечение внимания общественности и СМИ (30% ответов);
– личные встречи с представителями власти (22,7%);
– звонки на горячие телефонные линии (17,7%);
– участие в выборах (19,5%);
– участие в мирных акциях протеста (15,6%).
Менее эффективными в представлении опрошенной группы являются:
– участие в общественном обсуждении проектов (9,6%);
– присоединение к общественным организациям и инициативам (8,5%);
– участие в рабочих группах при госорганах (5,3%);
– продвижение идей через местных депутатов (3,5%);
– членство в политических партиях (2,8%).
По сути, мы наблюдаем интересный феномен – рост гражданской активности белорусов на фоне непреходящей аполитичности, присущей простым гражданам нашей страны.