Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Трата времени или способ достучаться до чиновников. Как белорусы используют коллективные электронные обращения

Фото: opentv.media

Платформы для создания электронных коллективных обращений граждан начинают играть все более важную роль во взаимодействии нашего народа и госорганов. Сегодня это удивительно успешный и яркий пример развития граж­данского общества: простые белорусы объединяют свои усилия для того, чтобы обратить внимание госорганов на существующие проблемы и добиться их решения.

Исследовательский центр BIPART представил результаты исследования, посвященного анализу эффективности электронных обращений такого рода. Эксперты проанализировали 1109 петиций, созданных пользователями на сайте petitions.by в 2017–2018 гг. и набравших в общей сложности 292 159 подписей.

 

Как это работает

Механика воздействия электронных коллективных обращений на чиновников основывается на положениях Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граж­дан и юридических лиц» (далее – Закон). В частности, той его части, которая определяет порядок работы государственных органов с обращениями граждан.

Сайт petitions.by, как и другие аналогичные сайты, позволяет любому белорусу создать электронное обращение в адрес государственного органа, после чего такую петицию могут поддержать другие граждане. Для этого им необходимо предоставить свои идентификационные дан­ные, что равносильно собственноручной подписи электронного обращения.

По истечении определенного времени подписанная таким образом петиция отправляется по адресу назначения, а сайт отслеживает результаты ее рассмотрения.

По статистике, предоставленной платформой petitions.by, порядка 60% петиций завершаются решением проблемы, по поводу которой создавалось обращение.

 

Половина всех петиций – о работе госорганов

Заявленные пользователями петиции чаще всего связаны с:

– раскрытием информации о работе госорганов (50,8%);

– проблемами безопасности и угроз для жизни (12,6%);

– решением экологических проблем и защитой права на благо­приятную окружающую среду (11%);

– защитой прав этнических и религиозных меньшинств и родного языка (10%).

Авторы исследования делят поданные петиции на заявленные правозащитными (в которых указывалось конкретное нарушение прав граж­дан) и де-факто правозащитные, характер которых проистекает из сути обращений инициатора.

По статистике, обращения, заяв­ленные правозащитными, получили большее количество подписей (556 на одно обращение), чем средний показатель по обращениям в целом (263). Это может быть связано с тем, что петиции, заявленные правозащитными, как правило, составлены более профессионально и аргументированно. Чаще всего такие обращения выдвигаются опытными активистами или инициативными группами, которые умеют продвигать свои инициативы в интернете. 

 

75% инициаторов – мужчины, среди регионов лидирует Минск

Не менее интересна информация, определяющая портрет граждан, которые инициируют электронные об­ращения, и тех, кто поддерживает их своими подписями. Чаще всего авторами петиций выступают мужчины – они инициировали 75% электронных обращений.

Однако если обратить внимание на тех людей, которые подписывают пе­тиции, гендерный дисбаланс выравнивается: 46,8% полученных подписей было оставлено женщинами.

Интересно, что мужчины чаще поддерживают петиции, посвящен­ные защите гражданско-политических и культурных прав, в то время как женщины – связанные с правами жен­щин, детей, людей с инвалидностью и социально-экономическими правами. Возможно, это связано с тем, что женщины в большей степени по сравнению с мужчинами вовлечены в процесс решения проблем, связанных с образованием, здравоохранением, социальной защитой, заботой о детях и пожилых родителях.

Региональный разрез данных показывает, что создание письменных обращений через сайт petitions.by остается городским и даже столичным явлением: 52% петиций созданы в Минске, где живет пятая часть населения страны.

Среди остальных регионов наибольшей активностью отличается Гомельская область, жителями которой было заявлено 23,6% петиций.

Авторы исследования обращают внимание, что при нынешнем уровне инициативы пользователей отдельный активный гражданин может серьезно повлиять на статистику всего региона. Так, из 135 петиций, созданных в Гомельской области, 95 посвящены языковому вопросу и были созданы одним пользователем.

Согласно опросу, проведенному авторами исследования, основные мотивы авторов и «сочувствующих» – это решение проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, устранение несправедливости и возможность выразить активную гражданскую позицию.

На вопрос, почему пользователи выбрали именно такую фор­му об­ращения, чаще всего отвечают сле­дующее: это удобно, это современно, это эффективно, так как позволяет привлечь единомышленников и выступить коллективно.

 

Как госорганы отвечают на петиции

По данным исследования, ответы государственных органов были получены на 953 петиции (86% от общего количества).

Несмотря на то что согласно Закону государственные ор­ганы обязаны предоставить ответ на все письменные обращения, 15% петиций осталось вообще без ответа.

Но отвечали небыстро: среднее время ответа на петицию составило 36,7 календарного дня. Это притом что установленный законодательством срок ответа государственных органов на письменное – не более 15 дней, а в случае, когда требуется дополнительное изучение и проверка, – один месяц. Мы видим, что не все государственные органы выдерживают сроки предоставления ответов на обращения. Каких-либо взаимосвязей между наличием явного либо неявного правозащитного компонента и сроком ответа государственных органов также выявлено не было.

Интересно, что в Минске ответы государственных органов были получены на 585 петиций из 631 (на 93%), т.е. немного выше, чем в целом по стране. Однако среднее время ответа на петицию не лучше – в среднем те же 36,5 дня.

 

Какими методами белорусы добиваются своего

В рамках исследования удалось собрать информацию о том, какими еще способами белорусы отстаивают свои права.

Наиболее эффективными после письменных (в т.ч. в электронной форме) обращений в госорганы граждане считают следующие формы гражданской инициативы:

– привлечение внимания общественности и СМИ (30% ответов);

– личные встречи с представителями власти (22,7%);

– звонки на горячие телефонные линии (17,7%);

– участие в выборах (19,5%);

– участие в мирных акциях протеста (15,6%).

Менее эффективными в представлении опрошенной группы являются:

– участие в общественном обсуждении проектов (9,6%);

– присоединение к общественным организациям и инициативам (8,5%);

– участие в рабочих группах при госорганах (5,3%);

– продвижение идей через местных депутатов (3,5%);

– членство в политических партиях (2,8%).

По сути, мы наблюдаем интересный феномен – рост гражданской активности белорусов на фоне непреходящей аполитичности, присущей простым гражданам нашей страны.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений