Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Резонанс
29.11.2013 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТРАНЗИТ НЕ ПО КНИЖКЕ©

Белорусская таможня с 1 декабря будет проводить таможенное администрирование процедуры транзита автотранспортом в восточном направлении в соответствии с порядком, установленным Федеральной таможенной службой РФ. Поэтому международные автоперевозчики и иные участники ВЭД должны быть готовы к перевозкам как с использованием книжек МДП, так и без них. Об этом их предупредили на прошедшем в Минске форуме «Актуальные вопросы транзитных процедур на внешней границе Таможенного союза».

Белорусская таможня с 1 декабря будет проводить таможенное администрирование процедуры транзита автотранспортом в восточном направлении в соответствии с порядком, установленным Федеральной таможенной службой РФ. Поэтому международные автоперевозчики и иные участники ВЭД должны быть готовы к перевозкам как с использованием книжек МДП, так и без них. Об этом их предупредили на прошедшем в Минске форуме «Актуальные вопросы транзитных процедур на внешней границе Таможенного союза».

Причиной изменений стали разборки, возникшие в этом году между ФТС РФ и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая является членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ). Согласно Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 г. с применением системы МДП (международные дорожные перевозки, TIR) книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют проходить пограничные процедуры в упрощенном режиме.

В 2004 г. ФТС заключила с АСМАП соглашение об обязательствах, связанных с применением книжек МДП в качестве обеспечения таможенного транзита. Но в текущем году возник конфликт — якобы из-за неисполнения АСМАП обязательств по платежам в российский бюджет.

По данным ФТС, с 1996 г. по 1.07.2013 г. сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. RUB. Руководство АСМАП это отрицает, объясняя, что в 2004–2013 гг. ФТС предъявила к Ассоциации 931 претензию на сумму 944,7 млн. RUB, из которых признано обоснованными и оплачено 255 претензий на 202,1 млн. RUB. По отклоненным 676 претензиям ФТС обращалась в судебные органы, но удовлетворен был лишь один иск.

ФТС потребовала у АСМАП всю отчетную документацию и счета, связанные с применением процедуры МДП, однако в этом ей было отказано. В ответ ФТС объявила о расторжении соглашения и отказалась принимать книжки МДП. В письме ФТС РФ от 14.10.2013 № 01-11/45617 российским таможенникам было дано указание при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу ТС сопровождается книжкой МДП, руководствоваться также порядком и условиями, установленными таможенным законодательством ТС и РФ, с применением мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренных п. 1 ст. 217 ТК ТС. В соответствии с данной нормой к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся: обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров (банковская гарантия, поручительство, залог); таможенное сопровождение (конвой по территории РФ стоимостью 25 RUB/км); установление маршрута перевозки товаров. В соответствии с письмом ФТС от 6.11.2013 № 01-11/49861 уже начата реализация данных мер в ряде регионов РФ, им же указано обеспечить их выполнение с 1 декабря на всей территории России.

В свою очередь, АСМАП пытается воспрепятствовать реализации этих мер. Ассоциация обращалась за помощью в правительство РФ, к президенту Владимиру Путину, в т.ч. ссылаясь на нарушение международного законодательства и международных обязательств РФ, но пока безрезультатно. В то же время на стороне АСМАП активно выступают МСАТ, Евросоюз. Международный союз, например, рекомендует всем владельцам книжек МДП не прекращать их использование для требуемых в стране операций по транспортировке. В случае их отклонения российскими таможенными органами МСАТ призывает фиксировать эти действия, собирать соответствующую документацию, подтверждающую факты отклонения, в т.ч. с целью возмещения стоимости книжек МДП.

С 1 декабря союзником ФТС собираются стать белорусы. ГТК объясняет это обязательствами в рамках ТС. Через Беларусь ежегодно растут объемы транзита, сообщил заместитель председателя ГТК Сергей Борисюк. Так, за январь–октябрь т.г. через нашу страну проследовали транзитом около 1,5 млн. автомобилей, причем на таможне в среднем оформляют около 3 тыс. транзитных перевозок. При этом 80% перевозок осуществляется в таможенные органы назначения, расположенные в зоне действия России. Поэтому действия ГТК, по мнению С.Борисюка, в отношении транзитных перевозок в РФ не могут быть односторонними.

В то же время никаких изменений в таможенном администрировании процедуры транзита, если грузополучатели находятся в Беларуси, с 1 декабря не ожидается. По данным ГТК, удельный вес этой процедуры с использованием МДП в структуре транзитных перевозок через Беларуси из года в год сокращается. Так, за 9 месяцев 2013 г. 52% перевозок, связанных с доставкой грузов в Беларусь, осуществлялось по национальной процедуре, которая функционирует в рамках ТС. А вот при доставке грузов в Россию транзит по системе МДП гораздо масштабнее. Ее предпочитают и автоперевозчики из Казахстана и других стран, не входящих в ТС.

По мнению экспертов, на самом деле за инициативой российских таможенников, которую готовы поддержать их белорусские коллеги, стоит желание перенаправить на себя часть доходов рынка международных грузоперевозок в зоне ТС. На сегодня этот рынок, по мнению таможенников, монополизирован европейскими структурами, обеспечивающими транзит с использованием МДП. Быть «заложниками» этих «монополистов» ГТК и ФТС не желают. С.Борисюк признал, что система МДП применяется в основном при поставках грузов для постсоветских государств. В то же время на территории ЕС действуют транзитные порядки, в частности, установленные Конвенцией об общем транзите, ничего общего с такой системой не имеющие. Например, белорусский экспорт по системе МДП вывозится на территорию стран ЕС только в 2% случаев. Во всех остальных наши экспортные грузы доставляются по национальным процедурам транзита, действующим на территориях соответствующих государств ЕС. Поэтому, по мнению С.Борисюка, настало время, чтобы в рамках ТС создать собственную мощную конкурентоспособную транзитную систему.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by