Транспортным организациям дадут новые возможности
![](/upload/slam.image/iblock/fe7/910_450_0/36914-77jbpqqedvt6a7bpgwntiy88qqd7mjsr-100.jpg)
Палата представителей готовится принять во втором чтении поправки в Закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Что изменится в этой связи для транспортных компаний? Комментарий к поправкам в Закон дает начальник юридического отдела транспортно-экспедиционной компании ООО «РАЙЗИНГ» Ольга КРАВЧЕНКО.
– Палатой представителей Национального собрания 2 апреля 2018 г. принят в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Законодатель преследует цель дерегулировать некоторую часть взаимоотношений субъектов хозяйствования, не допустив излишнее государственное понуждение при осуществлении деятельности в области транспортного экспедирования и предоставив сторонам возможность применять принцип свободы договора.
Изменения непосредственно коснутся вопросов:
– в области регулирования отношений участников правоотношений. Из ст. 3 Закона исключены Правила транспортно-экспедиционной деятельности, которые в настоящее время ее регулируют;
– в отношении регламентации норм, дублированных в иных нормативных правовых актах. В целях единого регулирования понятийного аппарата и исключения дублированного правового регулирования из Закона исключены соответствующие понятия («грузоотправитель», «грузополучатель», «перевозчик»), а также некоторые положения, которые регулируются Гражданским кодексом (ГК). В качестве примера, принцип свободы договора предусмотрен ст. 391 ГК;
– оформления необходимых документов. Изменение требований по форме, порядку, необходимости оформления конкретных экспедиторских документов позволит субъектам хозяйствования избежать формального рассмотрения спорной ситуации, возникшей в связи с неоформлением либо ненадлежащим оформлением последних, при ее возникновении.
Также законодатель предоставляет возможность субъектам хозяйствования осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность с использованием форм документов, рекомендованных международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности.
В качестве примера можно привести исключение из ст. 9 Закона указания о регулировании Правилами транспортно-экспедиционной деятельности порядка выдачи заказа-поручения и принятия его к исполнению, а также саму форму заказа-поручения. Таким образом, данные вопросы будут согласовываться сторонами по договору.
Из основных принципов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности исключен принцип государственного контроля.
Вводится единое понятие «сопроводительные документы» для обозначения документов, применяемых в процессе осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.
Также изменения коснулись расширения сферы действия Закона в связи с исключением указания на определенный вид деятельности по осуществлению перевозок грузов (внутриреспубликанские и международные перевозки). Закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.
Проанализировав изменения, можно сделать вывод о том, что законодатель предпринимает попытки усовершенствовать законодательство, приведя его в соответствие с реалиями осуществления предпринимательской деятельности и международной практикой.