Тракторист не довез удобрения по назначению – организацию оштрафовали
Вправе ли областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды наложить огромный штраф на организацию за причинение вреда окружающей среде из-за того, что в ходе сельхозработ были непреднамеренно разлиты жидкие фракции навоза и в почву поступил азот аммонийный?
Областной комитет природных ресурсов зафиксировал факт загрязнения окружающей среды, в частности, разлитие жидких фракций навоза на прилегающую к ОАО «Г» территорию, в результате чего подверглись загрязнению земли сельхозназначения и земли лесного фонда.
Согласно акту об установлении факта причинения вреда окружающей среде, размер ущерба составил 121 941,40 руб. Экономический суд решением от 20.12.2019 в полном объеме удовлетворил иск областного комитета природных ресурсов к ОАО о взыскании этой суммы.
Апелляционная инстанция оставила решение без изменения.
Суд не устанавливал, по какой причине – из-за нерадивого тракториста или разгерметизации цистерны – азот аммонийный не доставили по назначению, а разлили на прилегающей к ОАО территории. Но руководство явно не ожидало штраф в таком размере.
В итоге решили не сдаваться и обратились с кассационной жалобой в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда, которая, проанализировав 01.04.2020 материалы дела, не нашла оснований для отмены предыдущих судебных решений.
Согласно п. 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утв. постановлением Совмина от 17.07.2008 № 1042 (далее – Положение № 1042), вред окружающей среде считается нанесенным при установлении факта деградации земель (включая почвы), определяемой по видам и показателям согласно приложению 1.
Загрязнение земель химическими и иными веществами – это вид деградации земель, показателями которой в данном случае является превышение показателя фоновой концентрации при отсутствии установленного норматива предельно допустимой или ориентировочно допустимой концентрации таких веществ.
Исходя из Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», Положения № 1042, ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (далее – ЭкоНиП) азот аммонийный является загрязняющим веществом в случаях, если его концентрация в земле (включая почвы) превышает в два и более раза показатели фоновой концентрации. При этом названные превышения рассматриваются в качестве показателей деградации земель.
Результаты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды оформляются соответствующими актами и протоколами по формам, утвержденным Минприроды.
Суду были представлены лабораторные исследования, подтверждающие факт превышения в указанных значениях и количестве показателя фоновой концентрации химического загрязняющего вещества (азота аммонийного), поступившего по вине ОАО в компоненты окружающей среды вместе с навозом. Поэтому суд не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии деградации земель и отрицательного воздействия жидких фракций навоза на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что расчет вреда произведен согласно Положению № 1042 с применением такс, установленных приложениями 4 и 5 к Указу Президента от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (далее – Указ № 348). При этом для определения таксы для земель сельхозназначения применялся вид деградированных земель «земли под застройкой».
Судьи подчеркнули, что отсутствие изменения целевого назначения земель не влияет на установленные материалами дела обстоятельства, свидетельствующие о наличии деградации.
Ответчик также пытался сослаться на заключение лесохозяйственной и почвоведческой экспертизы, согласно которому азот аммонийный вылился на земли под болотами (имеются в виду избыточно увлажненные земли, покрытые слоем торфа), поэтому деградация невозможна.
Однако областной комитет природных ресурсов в расчете для земель лесного фонда использовал таксы, предусмотренные Приложением 5 к Указу № 348 для деградированных нелесных земель лесного фонда, занятых эксплуатационными лесами. Суд отметил, что законодательством земли под болотами не исключены из земель, состояние которых входит в зону контроля.
***
Азот аммонийный включен в таблицу К.4 «Перечень веществ и показателей, подлежащих контролю в земле (включая почвы) и донных отложениях» приложения к ЭкоНиП, определяющего перечень загрязняющих веществ и показателей качества, подлежащих аналитическому (лабораторному) контролю в области охраны окружающей среды.