$

2.0476 руб.

2.2667 руб.

Р (100)

3.2008 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Промышленность

Трактор с дальним прицелом

28.12.2018

Каждый десятый трактор, работающий в мире, изготовлен на Минском тракторном заводе. Однако присутствующие на белорусском рынке европейские производители активно пытаются создать аналоги самых востребованных тракторов МТЗ. Сможет ли минский завод выдержать конкуренцию с мировыми лидерами?

Экономический кризис оказал заметное влияние на отечественное тракторостроение. Так, если в 2012 г. было выпущено 64 тыс. тракторов, то в 2016 г. – менее 30 тыс. Руководство МТЗ ставит задачу отвоевать утраченные позиции и считает, что уходящий год оказался для предприятия удачным.

Напомним, что по итогам 2017 г. выручка МТЗ выросла на 25,5% по сравнению с 2016 г., экспорт тракторов сельскохозяйственного и общего назначения – на 11,5%, прибыль от реализации – на 19,5%, чистая прибыль – на 30,3%. Примерно таких же показателей ожидает завод и в 2018 г., даже не­смотря на то, что за январь-сентябрь экспорт сократился на 4,8%.

Основной тенденцией года стал ярко выраженный рост поставок тракторов МТЗ с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил (л.с.). Так, за 9 месяцев 2018 г. их отгрузка выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 938 единиц, а выручка – на 36%. В Россию было отправлено 540 тракторов, Казахстан – 50, Венгрию – 35, Сирию – 32.

Но доля поставок других машин уменьшилась. Например, тракторов мощностью от 50 до 100 л.с. (а это самый массовый сегмент) продано меньше на 6,6% по сравнению с январем–сентябрем 2017 г. Экс­порт в Россию составил 6600 тракторов, или 37% от общего количества машин в этом сегменте. На втором месте рынок Украины (2983), замыкает тройку крупнейших покупателей Казахстан – 1578 машин.

Третьим по объемам поставок стал сегмент тракторов мощностью 101–175 л.с.: 3159 единиц, что на 7,6% меньше, чем в 2017 г. В РФ от­правлены 1595 машин, в Украину – 425, в Казахстан – 233.

В структуре экспорта тракторов с двигателями мощностью больше 176 л.с. также лидирует Россия, куда было продано 85 из 177 тракторов, реализованных за три квартала нынешнего года. Причем экспорт туда в этом сегменте сократился в 2,5 раза, а общая выручка от продаж упала на 42%.

В связи с этим МТЗ осваивает новые рынки сбыта для своей продукции, в т.ч. создает в других странах совместные предприятия по сборке белорусских тракторов из машинокомплектов, и их число растет. Эта стратегия себя оправдала. Сборка идет на площадках ОАО «ПО ЕлАЗ», ООО «УралТрансСервис», ГУСП «Башсельхозтехника», ООО «ТПК МТЗ-Татарстан», ЗАО «Агротехснаб», Череповецкого литейно-механического и Бузулукского механического заводов.

В связи с падением спроса на нашу продукцию в РФ белорусы ищут рынки сбыта в странах Азии. Сборочные производства МТЗ уже работают в Пакистане, Кыргызстане, Азербайджане и Таджикистане, в планах – открытие СП в Узбекистане и Грузии. В Узбекистане объемы продаж за 9 месяцев выросли в 11 раз! Но есть и «ложка дегтя»: экспорт в Пакистан уменьшился более чем в 2 раза.

В планах завода – увеличение поставок в Африку, дальнейшее освоение рынков Судана, Нигерии, ЮАР. Уже идет отгрузка тракторокомплектов для сборочных производств в Алжире и Эфиопии, открываются представительства в Конго и Марокко.

Удачным оказалось решение о переносе основного места поставок белорусских тракторов для рынка стран Балтии из Литвы в Латвию. Объемы продаж в итоге выросли в 19 раз по сравнению с январем–сентябрем прошлого года.

В числе преимуществ «Беларуса» – цена, доступность запчастей и невысокая стоимость ремонта. В то же время потребители, например, в РФ, сетуют, что в регионах не хватает сервисных центров по обслуживанию такой техники или они вообще отсутствуют.

И если 6–7 лет назад МТЗ занимал около 60% рынка России, то сейчас его позиции серьезно пошатнулись. Однако доля поставок сохранилась на довольно высоком уровне – порядка 40% в сегменте новой техники и около 25% тракторов российской сборки по лицензии МТЗ. Отчасти это обусловлено введением в РФ ограничений на импорт техники зарубежных тракторостроителей. Нас эти запреты не коснулись. Хотя стоит отдать должное иностранным компаниям, сумевшим заблаговременно локализовать там большое количество СП по сборке импортных тракторов.

Кроме того, практически все рос­сийские тракторные заводы входят в состав крупных холдингов, выпускающих одновременно и более прибыльную военную технику. МТЗ же изначально позиционировался как тракторный завод сугубо граж­данского назначения.

На структуру спроса большое влияние оказывает укрупнение сельхозпредприятий. Площади сельхозугодий агрохолдингов растут, соответственно, увеличивается спрос на мощные энергонасыщенные трак­торы. Соотношение цена/качество устраивает потребителя (по цене одного энергонасыщенного трактора европейского производства можно приобрести три трактора МТЗ аналогичного сегмента), который «голосует рублем» за минскую технику.

Российский рынок для продукции МТЗ останется приоритетным и в перспективе. Однако МТЗ не стоит забывать о наличии в РФ программы господдержки производителей отечественной сельхозтехники. Правда, в краткосрочных планах ожидается ежегодное уменьшение такой финансовой помощи, что гарантирует поставки белорусских тракторов в Россию. В более отдаленной пер­спективе принятая российским правительством стратегия развития сельхозмашиностроения до 2030 г. пред­полагает доведение доли трак­торов российского производства до 80%.

Львиная доля белорусского рынка традиционно остается за тракторами МТЗ, но присутствует (буквально несколько десятков машин) и импорт- ная высокопроизводительная тех­ника для высокоточной обработки больших площадей. Если трактор МТЗ можно сравнить с простой рабочей лошадкой, которая безропотно пашет каждый день, то европейский трактор – это высокотехнологичный продукт современного машиностроения для решения сложных задач. Позволить себе такую дорогостоящую покупку могут немногие белорусские предприятия.

Представленные в нашей стране импортные тракторы можно разделить на три группы: известные мировые бренды, такие, как John Deere, Case, Claas, Massey Ferguson, Valtra, Fendt, Deutz Fahr; техника российской сборки – знаменитый «Кировец»; тракторы, сделанные в Китае.

И если поставки китайской продукции идут в основном в сегменте маломощной мини-техники, пред­назначенной для личных подсобных хозяйств, то европейские бренды, кроме присутствия на рынке, активно пытаются создать аналог трактора МТЗ.

Например, модель 6713 от Massey Ferguson – прямой конкурент нашему «Беларус-1221». Его массовые по­ставки в РБ пока сдер­живает цена: «иностранец» стоит порядка 50 тыс. евро, в то время как «Беларус-1221» можно купить за 35–40 тыс. USD.

Не дремлют и отечественные машиностроители: холдинг «Амкодор» разрабатывает тракторы с шарнирно-сочлененной рамой – аналог «Кировца», выпускаемого на Петербургском тракторном заводе. В этом году на суд публики был представлен первый «Амкодор 5300» мощностью 330 л.с., скоро появятся в продаже модели с сильными моторами 325 и 350 л.с. и трактор с двигателем Perkins мощностью 450 л.с.

Справка «ЭГ»
МТЗ предлагает более 100 моделей тракторов под маркой «Беларус» в 200 сборочных вариантах комплектации – для всех климатических условий эксплуатации. Новые модели  обладают хорошими воз­можностями агрегатирования с навесным и прицепным сельхозоборудованием раз­ных производителей.

Автор публикации: Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы