$

2.4850 руб.

2.9267 руб.

Р (100)

3.4303 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Мнения

Торговля и общепит готовятся работать по новым правилам

02.02.2021
Торговля и общепит готовятся работать по новым правилам
Валерий Фадеев. Фото: Bel.biz

Новая редакция Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания» вступит в силу 08.07.2021. То есть для подготовки к работе по новым правилам у организаций отрасли осталось пять месяцев.

Насколько прогрессивны новые нормы? Как основные новеллы Закона скажутся на деятельности субъектов хозяйствования? Ответить на эти вопросы «ЭГ» попросила заслуженного юриста Беларуси Валерия ФАДЕЕВА.

Предложенные правительством поправки в действующий Закон оказались настолько масштабными, что исходя из требований нормотворчества было признано необходимым изложить Закон в новой редакции.

Конечно, можно было бы в очередной раз напомнить о нестабильности белорусского законодательства, что постоянно мешает отечественному бизнесу планировать работу на перспективу. Однако в данном случае отметим качество и масштаб изменений, их обоснованность, а также в основном соответствие заявленным целям их принятия. По словам разработчиков Закона, ставилась задача упростить требования к ведению бизнеса в сферах торговли и общепита путем усиления механизмов саморегулирования субъектов хозяйствования, минимизации вмешательства должностных лиц госорганов в их работу при сохранении минимально необходимого уровня контроля.

Торговля и общественное питание у нас относятся к числу отраслей, в которых госрегулирование и контроль осуществляются очень жестко. Бизнес постоянно твердит об излишнем вмешательстве в его деятельность со стороны государства.

С одной стороны, позицию правительства можно понять, поскольку данные сферы имеют прямое отношение к каждому гражданину, являются важными элементами социальной политики и оказывают непосредственное воздействие на уровень жизни. С другой стороны, происходящие изменения в экономике говорят о том, что ряд ранее практиковавшихся мер явно устарел, они стали излишними, т.к. сдерживают самостоятельность и инициативу субъектов хозяйствования.

Достаточно высоко оценивая Закон от 04.01.2021 № 81-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания», который упростил требования к ведению бизнеса в данной сфере, бизнес-сообщество высказывает опасения по поводу реализации его норм на практике.

Ведь периодически на уровне руководства страны звучат заявления о неприятии рыночной экономики. Поэтому и возникают опасения, что наряду с новым Законом, содержащим прогрессивные нормы, на практике будут действовать некие «ценные» указания властей. Тем более что и этот документ, и многие другие оставляют большой простор для «творчества» чиновников. Так, ст.ст. 5 и 6 Закона, где определяются компетенции Президента и Сов­мина, содержат отсылку к «иным полномочиям». При этом Президентом могут устанавливаться иные принципы и меры государственного регулирования торговли и общественного питания, чем те, которые перечислены в ст. 4 Закона.

Таким образом, закрепив в документе принципы и меры госрегулирования отрасли (ключевая вещь!), законодатели тут же делают оговорку, что это не догма, они в любой момент могут быть изменены либо дополнены. На мой взгляд, в специальном Законе должны быть четко обозначены хотя бы основные принципы, их нивелирование не должно допускаться.

Посмотрите, с какими решениями сталкивается сегодня торговля в отношении того же контроля за ценами, когда даются директивные указания по их сдерживанию. Хотя подп. 1.2 п. 1 ст. 4 действующего Закона (эта норма перешла и в его новую редакцию, которая вступит в силу 08.07.2021) декларирует принцип недопустимости неправомерного вмешательства госорганов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров. Или, допустим, когда ранее антимонопольным органам приходилось рассматривать вопросы, связанные с указаниями органов местной власти о запрете продажи на своей территории товаров из «чужих» регионов?

В новой редакции Закона в ст. 8 после перечисления полномочий местных исполкомов идет фраза о том, что они осуществляют иные полномочия в области торговли и общественного питания в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства. И где здесь логика? Если мы обозначаем чью-то компетенцию в специальном Законе, то следует давать исчерпывающие (закрытые) перечни либо прямо отсылать к конкретным нормативным актам!

То есть Закон четко перечисляет права и особенно обязанности юридических и физических лиц, и они учитываются, в т.ч. судами (хотя должен действовать принцип «можно все, что не запрещено»), а в отношении госорганов, как правило, оставляется лазейка в виде формулировки «и другие полномочия», хотя должно быть наоборот.

А теперь кратко остановлюсь на основных новациях новой редакции Закона, подтверждающих, что МАРТ разработал (именно это министерство подготовило законопроект) довольно неплохой Закон, ориентированный на будущее.

Переход на уведомительный принцип открытия объектов торговли и общепита, торговых центров, рынков, осуществления торговли в различных формах. Так, если ранее субъекты торговли и общепита могли заниматься соответствующей деятельностью со дня внесения их в Торговый реестр, то теперь они обязаны предоставить сведения о включении их в этот реестр не позднее 5 дней с начала работы.

Субъекты определяют режим работы самостоятельно (за исключением работы после 23.00 и до 7.00). Исходя из ст. 20 действующего Закона указанные субъекты обязаны были согласовывать режимы работы с местными исполкомами (администрациями). Что касается работы ночью, то оставшиеся ограничения здесь вполне объяснимы: они допускаются в целях защиты прав граждан. Учтем, что многие из указанных объектов зачастую расположены в жилых домах.

Субъекты-сетевики самостоятельно рассчитывают свою долю в объеме розничного товаро­оборота продовольственных товаров в границах административно-территориальных единиц. Это имеет значение для применения ограничений в связи с конкуренцией. Согласно ч. 2 п. 5 ст. 24 Закона субъект, доля которого за предыдущий финансовый год превысила 20%, не вправе с даты расчета доли совершать сделки, иные действия, указанные в ч. 1 данного пункта (имеются в виду приобретение и аренда дополнительной торговой площади). Настоящий запрет действует до момента, когда за очередной финансовый год доля этого субъекта составит 20% или менее.

Введение правительством единых правил размещения нестационарных и передвижных объектов. Дело в том, что ранее местные исполкомы определяли места размещения объектов, однако единого стандарта не было, местные исполкомы предъявляли различные, иногда не совсем обоснованные требования, в т.ч. в отношении использования земель, платы и т.д. Отметим, что в Закон вкючено понятие передвижных объектов торговли и общепита, что также снимет ряд спорных вопросов.

Обязанность обеспечивать контр­агенту доступ к информации, необходимой для заключения договоров, путем ее размещения на сайтах в Сети только для субъектов, годовой товарооборот которых составляет 80 тыс. и более базовых величин. Согласно действующей редакции Закона такой доступ должны обеспечивать все субъекты. Эту норму можно только приветствовать, она поможет снизить расходы субъектов, имеющих небольшие обороты.

И в заключение, отметив всю важность и прогрессивную направленность новой редакции Закона о госрегулировании торговли и общественного питания, затрону еще один, возможно, не бесспорный вопрос. В ст. 19 Закона содержатся требования к заключению и исполнению договоров в указанных сферах, в т.ч. в отношении цен и установления в договорах ряда запретов (запрет на перемену лиц в обязательстве; условия о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок этих товаров; на возмещение некоторых убытков и затрат и др.). Представляется, что подобные положения все же ограничивают принцип свободы договора и права субъектов отношений.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное