Торговля будет развиваться: топ-5 задач на 2025 год

В нынешнем году Министерство антимонопольного регулирования и торговли прогнозирует рост розничного товарооборота. При этом оно намерено стимулировать повышение продаж отечественных товаров, контролировать рост цен и соблюдение антимонопольного законодательства.
Приоритетные задачи
Итоги работы ретейла в 2024 г. и задачи на текущий год на днях рассмотрели в ходе коллегии МАРТ.
Прошлый год для торговли был удачным – розничный товарооборот вырос на 11,8% при годовом прогнозе 4%.
В текущем году МАРТ также ожидает увеличения розничных продаж не менее чем на 4,5%. При этом не исключено, что фактическая динамика может быть, как и в прошлом году, выше. Например, в январе 2025 г. розничный товарооборот в сопоставимых ценах прибавил 12,2% к соответствующему прошлогоднему периоду.
Одной из ключевых задач на текущий год регулятор видит увеличение доли продаж товаров отечественного производства. «Мы работаем над созданием соответствующей программы, чтобы доля отечественных товаров была увеличена», – рассказала журналистам заместитель министра торговли и антимонопольного регулирования Наталья Василевская, отвечая на вопросы корреспондента «ЭГ». В настоящее время, уточнила она, ведется плотная работа над подготовкой данного документа. Он будет предусматривать активизацию работы с отечественными производителями, их поддержку, а также контрольные мероприятия для пресечения необоснованного ввоза товаров в страну.
На 2025 год стоит задача увеличить долю товаров отечественного производства в розничном товарообороте до 63% (по итогам 2024 г. – 56,4%).
Еще одна приоритетная цель года – обеспечение низкой инфляции. В 2024 г. прирост потребительских цен сложился на уровне 5,2% при годовом прогнозе 6%. В 2025 г. правительство поставило задачу снизить инфляцию до 5%. Данные начала года указывают на то, что темпы роста потребительских цен движутся в рамках прогноза. МАРТ ожидает, что благодаря совместным усилиям госорганов и бизнеса удастся удержать инфляцию на низком уровне.
По словам замминистра, МАРТ постоянно проводит мероприятия по контролю за динамикой цен. «Под пристальным вниманием», в частности, находится стоимость плодоовощной продукции. В то же время в начале 2025 г. был зафиксирован рост цен на кондитерские изделия в связи с подорожанием какао-бобов. «Это мировая тенденция. На протяжении 2024 г. несколько раз отменялись решения о повышении цен на кондитерскую продукцию, в январе 2025 г. мы видим опять всплеск», – рассказала Н. Василевская.
Факты недобросовестной конкуренции
Другой пласт работы МАРТ касается антимонопольной деятельности. На заседании коллегии этой теме было уделено особое внимание, на что есть причины. Если в 2023 г. по результатам всех проведенных расследований был составлен и направлен в суд 21 протокол об административных правонарушениях и сумма штрафных санкций составила 183,4 тыс. руб., то по итогам 2024 г. составлено 29 протоколов, а сумма санкций превысила 6,2 млн руб.
Скачок штрафов объясняет один крупный показательный кейс. Специалисты министерства выявили сговор компаний, реализующих ветпрепараты. «В ходе расследования установлен картельный сговор шести поставщиков, в результате которого нарушители разделили между собой потребителей, которыми являлись сельскохозяйственные организации», – рассказала Н. Василевская. Решение МАРТ по данному делу оставлено Верховным Судом в силе, а общая сумма штрафных санкций по нему составила около 6 млн руб. (порядка 1,7 млн USD в эквиваленте).
Факты недобросовестной конкуренции в 2024 г. были выявлены также на рынке цемента, уточнила замминистра.
Всего для оценки уровня монополизации в прошлом году министерство провело анализ состояния конкуренции на 24 товарных рынках. В результате в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в 2024 г. включено 64 субъекта хозяйствования, исключено 10, в Государственный реестр субъектов естественных монополий включено 14 субъектов, исключено 5.
«В настоящее время начато изучение рынка услуг владельцев интернет-площадок», – сообщила Н. Василевская и предположила, что этот рынок «будет значимым».
Топ-5 задач для торговли назвал министр
Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович на заседании коллегии перечислил топ-5 задач, которые необходимо решать в 2025 г.
«Первое – развитие справедливой конкуренции с учетом соблюдения в равной степени интересов наших граждан, производителей и торговли. Второе – принятие действенных защитных мер по недопущению реализации некачественной, фальсифицированной продукции, а также товаров, полученных по серым схемам, в том числе через интернет-пространство», – подчеркнул А. Карпович.
Следующая задача – поддержание четких условий работы в сферах госзакупок, защиты прав потребителей, рекламы, торговли, общепита, бытового обслуживания населения, антимонопольного регулирования. Четвертую задачу МАРТ видит в необходимости развития магазинов с минимальным количеством продавцов и кассиров. Таким магазинам, возможно, будут предоставляться льготы и преференции. По мнению министра, переход на новый формат обслуживания потребителей логичен на фоне процессов автоматизации и цифровизации, а также с учетом недостатка кадров. Еще одна важная задача – обеспечение потребителей «широким ассортиментом товаров по доступным ценам», в т.ч. продукцией белорусских производителей.
«Это касается и сельских населенных пунктов. Любите свое, цените и берегите то, что мы с вами имеем», – резюмировал А. Карпович, подводя итоги коллегии.