ТОП нарушений в сфере арендных отношений при сдаче в аренду государственного имущества
Основные вопросы порядка регулирования аренды имущества, находящегося в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц, определены Указом № 1501.
Наиболее распространенными в сфере арендных отношений, в т.ч. при сдаче в аренду государственного имущества, являются следующие нарушения.
Нарушение 1.
Сторонними лицами без заключения договоров аренды либо безвозмездного пользования используются помещения (их части), внешние стены зданий, покрытия площадок.
Требование законодательства. Передача зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в республиканской собственности, если иное не установлено законодательными актами, в пользование юридическим лицам, основанным на негосударственных формах собственности, и ИП, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, без заключения договора аренды (субаренды), а также государственным организациям, за исключением передачи в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование или аренду (субаренду), запрещена (подп. 2.1 п. 2 Указа № 92).
Пунктом 7 Положения о порядке сдачи в аренду3 определено, что недвижимое имущество передается арендатору в соответствии с условиями договора аренды после вступления его в силу на основании передаточного акта, в котором должны быть указаны обязательные требования (место и дата составления акта, регистрационный номер и дата заключения договора аренды, характеристика состояния передаваемого недвижимого имущества, сроки и порядок устранения выявленных недостатков и неисправностей в случае их наличия).
Передаточный акт подписывается сторонами (их представителями) и заверяется печатями сторон.
Аналогичные требования в отношении коммунального имущества принимаются в соответствии с решениями местных Советов депутатов.
Нарушение 2.
Арендодатели не представляют в облисполкомы и Минский горисполком информацию об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, для включения в единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещенную в сети Интернет.
Требование законодательства. В соответствии с ч. 2 п. 3 Положения о порядке сдачу в аренду информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду (за исключением недвижимого имущества, предлагаемого к сдаче в аренду дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульским учреждениям иностранных государств в РБ), в т.ч. в случаях их высвобождения в результате окончания (досрочного прекращения) договоров аренды, за исключением случаев, когда арендаторами реализовано преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок, представляется юридическими лицами – арендодателями в 10-дневный срок после получения согласования с государственными органами и иными организациями в случаях, когда такое согласование предусмотрено законодательством, в облисполкомы и Минский горисполком для включения в порядке, установленном Госкомимуществом, в единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещенную в сети Интернет.
Аналогичные требования в отношении коммунального имущества принимаются в соответствии с решениями местных Советов депутатов.
Нарушение 3.
Не обеспечивается полная и своевременная уплата в бюджет 25% средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества.
Требование законодательства. В соответствии с подп. 2.3 Указа № 150 Нацбанк, республиканские унитарные предприятия, учреждения, другие организации, за которыми недвижимое имущество, находящееся в республиканской собственности, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также акционерные общества, созданные в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий и приватизации арендных предприятий, и республиканские государственно-общественные объединения в отношении переданного им в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, должны обеспечить перечисление в республиканский бюджет 25% средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества. Размер средств, подлежащих перечислению в республиканский бюджет, определяется после исчисления и вычета начисленного налога на добавленную стоимость.
Средства подлежат перечислению в доход республиканского бюджета не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.
В случае несвоевременного перечисления в республиканский бюджет платежей арендодатель уплачивает пеню в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения платежа, от суммы задолженности за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты, и включая день перечисления (взыскания) средств (ч. 3 подп. 2.9 п. 2 Указа № 150).
Неуплата или неполная уплата в республиканский бюджет платы и средств влечет ответственность, предусмотренную ст. 23.27 КоАП5 за нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом (подп. 2.10 Указа № 150).
Нарушение 4.
Необоснованно применяются при расчете ставки арендной платы понижающие коэффициенты, установленные для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества.
Требование законодательства. Порядок расчета арендной платы субъектами хозяйствования, имущество которых находится в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности РБ и(или) ее административно-территориальных единиц, установлен Положением о порядке определения размера арендной платы6.
Организации частной формы собственности при предоставлении в пользование нежилых помещений устанавливают арендную плату на основании ст. 585 ГК в размере, согласованном с арендатором. Вместе с тем эти организации вправе также руководствоваться Положением о порядке определения размеров арендной платы.
Пример 1. При расчете арендной платы применен понижающий коэффициент 0,2 для арендатора, получающего доходы в размере менее 50% бюджетного финансирования, поступившего на их счета в предшествующем году (подп. 1.2.5 п. 1 приложения 2 к Положению порядке определения размеров арендной платы). Контролирующие (надзорные) органы в ходе проводимых контрольных мероприятий вправе запрашивать у Минфина справки о подтверждении факта такого финансирования в целях подтверждения соответствия арендатора указанному критерию. В случае неподтверждения факта получения арендатором дохода в предшествующем году в размере менее 50% бюджетного финансирования ответственность за обоснование применения понижающего коэффициента возлагается на арендодателя.
Пример 2. При расчете арендной платы применен один понижающий коэффициент при сдаче в аренду помещений для осуществления нескольких видов деятельности, например, арендодатель применил понижающий коэффициент 0,4 в отношении площадей, арендуемых для оказания фотоуслуг (подп. 1.4.1 п. 1 приложение 2 к Положению о порядке определения размеров арендной платы). В то же время установлено, что помещение используется еще и для оказания туристических услуг, в отношении которых применение понижающего коэффициента не предусмотрено.
Нарушение 5.
Передача помещений в безвозмездное пользование.
Требование законодательства. Недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц, предоставляется в безвозмездное пользование юридическим лицам и ИП согласно перечню юридических лиц и ИП, которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц, предоставляется в безвозмездное пользование (далее – приложение к Указу № 150) (попд. 2.12 п. 2 Указа № 150).
Пример 3. Помещение, находящееся в собственности хозяйственного общества, в уставном фонде которого более 50% акций (долей) находится в собственности РБ, передано в безвозмездное пользование профсоюзной организации. В то же время следует учитывать, что указанная передача возможна только если это предусмотрено коллективным договором (ч. 1 подп. 2.12 п. 2 Указа № 150, п. 14 приложения к Указу № 150).
Нарушение 6.
Арендная плата устанавливается в размере, который не возмещает начисленную амортизацию, налоги и платежи в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству.
Требование законодательства. При сдаче в аренду за счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, должно быть обеспечено возмещение начисленной амортизации, а также всех видов налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем согласно законодательству (п. 4 Положения о порядке определения размера арендной платы).
Справочно: порядок возмещения арендаторами расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, понесенные арендодателем, определен Положением № 4337.
Если при определении размера арендной платы за недвижимое имущество, находящееся в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности РБ и (или) ее административно-территориальных единиц, с учетом всех коэффициентов ее размер оказался ниже суммы начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством, арендная плата рассчитывается исходя из суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за недвижимое имущество, находящееся в собственности хозяйственных обществ, за земельный участок, налога на недвижимость, НДС и прибыли исходя из рентабельности не более 30% (ч.ч. 1, 2 п. 11 Положения о порядке определения размера арендной платы).
При этом размер арендной платы за месяц определяется по следующей формуле:
Апл. = (Оам. + Пз. + Ннд.) х (1 + Р : 100) х Sар. + НДС,
где:
Апл. – размер арендной платы за месяц, руб.;
Оам. – размер начисленной амортизации на один квадратный метр арендуемой площади в месяц, руб.;
Пз. – земельный налог или арендная плата за земельный участок за один квадратный метр арендуемой площади в месяц, руб.;
Ннд. – налог на недвижимость на один квадратный метр арендуемой площади в месяц, руб.;
Р – процент рентабельности;
Sар. – арендуемая площадь;
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.
Если при определении размера арендной платы за недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, с учетом всех коэффициентов ее размер оказался ниже суммы начисленной амортизации, налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством, арендная плата рассчитывается исходя из суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость, НДС, арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет, и прибыли исходя из рентабельности не более 5%.
При этом размер арендной платы за месяц определяется по следующей формуле:
Апл. = (Оам. + Пз. + Ннд.) x (1 + Р : 100) x Sар. х Кп.+ + НДС,
где:
Апл. – размер арендной платы за месяц, руб.;
Оам. – размер начисленной амортизации на один квадратный метр арендуемой площади в месяц, руб.;
Пз. – земельный налог или арендная плата за земельный участок за один квадратный метр арендуемой площади в месяц, руб.;
Ннд. – налог на недвижимость на один квадратный метр арендуемой площади в месяц, руб.;
Р – процент рентабельности;
Sар. – арендуемая площадь, квадратных метров;
Кп. – коэффициент равномерности поступлений в бюджет средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности (принимается равным 4/3);
НДС – налог на добавленную стоимость, руб.
1Указ Президента от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150).
2Указ Президента от 04.01.1996 № 9 «Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности».
3Положение о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утв. Указом № 150 (далее – Положение о порядке сдачи в аренду).
4Гражданский кодекс (ГК).
5Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
6Положение о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утв. Указом № 150 (далее – Положение о порядке определения размера арендной платы).
7Положение о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, утв. постановлением Совмина от 07.06.2018 № 433.