Только по согласию: НЦЗПД об обработке персональных данных при рекламной рассылке

Национальный центр защиты персональных данных разработал при участии МАРТ рекомендации по обработке таких данных при направлении рекламной рассылки.
В обнародованных на сайте НЦЗПД рекомендациях подчеркивается, что исходя из положений Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон) номер мобильного телефона и адрес электронной почты тоже относятся к персональным данным, поскольку позволяют идентифицировать лицо, которому они принадлежат. Поэтому при направлении рекламной рассылки с использованием абонентского номера и e-mail обязательным является соблюдение общих требований Закона к обработке персональных данных:
– наличие правового основания для такой обработки;
– ее соразмерность заявленным целям обработки;
– исключение избыточной обработки персональных данных;
– прозрачный характер обработки.
Правовым основанием обработки выступает согласие субъекта персональных данных. При этом у человека должна быть опция не давать такое согласие.
Важно: если субъекту персональных данных предоставляется возможность заключить договор только с условием получения рекламы, согласие не имеет юридической силы. Обработка персональных данных на основании такого согласия является незаконной и влечет ответственность. |
Равно нельзя отказать в заключении договора по той причине, что человек отказался получать рекламную рассылку.
В рекомендациях также разъясняется:
● как правильно получить согласие на обработку персональных данных;
● что делать в случае отзыва такого согласия, а также отказа от получения рекламы (право на такой отказ закреплено в Законе от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»);
● какие сообщения не являются рекламной рассылкой (например, напоминание о необходимости уплатить очередной страховой взнос или о записи в парикмахерскую). Для отправки таких сообщений тоже нужно соблюсти правовое основание;
● как избежать избыточной обработки персональных данных. Спойлер: не направлять рассылку всеми доступными способами – на e-mail, в мессенджеры, посредством СМС и т.д., а выбрать по договоренности с клиентом один или несколько конкретных вариантов коммуникации;
● в чем отличия правового статуса рекламодателя и рекламораспространителя с точки зрения Закона. Первый всегда выступает в качестве оператора, обрабатывающего персональные данные, а второй может быть как уполномоченным лицом (если использует только предоставленные рекламодателем сведения о получателях рекламы), так и самостоятельным оператором (если обрабатывает дополнительные имеющиеся у него персональные данные получателей рекламы);
● как обеспечить соблюдение норм Закона при направлении рекламной рассылки от третьих лиц (получить на это отдельное согласие).