Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Резонанс
03.11.2015 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Точка зрения. СТИМУЛЫ И БАРЬЕРЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ©

Пока власти обещают когда-нибудь остановить поток изменений налогового законодательства, очередной вариант его корректировок уже появился на сайте Минфина. Устроят ли разработки законодателей бизнес? Есть ли альтернативные варианты? В нашей налоговой системе нужно многое изменить, чтобы она не препятствовала работе предпринимателей, а служила стимулом, считает совладелец группы компаний, работающих в СНГ, бизнесмен Олег НАВИЦКИЙ.

Пока власти обещают когда-нибудь остановить поток изменений налогового законодательства, очередной вариант его корректировок уже появился на сайте Минфина. Устроят ли разработки законодателей бизнес? Есть ли альтернативные варианты? В нашей налоговой системе нужно многое изменить, чтобы она не препятствовала работе предпринимателей, а служила стимулом, считает совладелец группы компаний, работающих в СНГ, бизнесмен Олег НАВИЦКИЙ.

— Олег Олегович, многие ваши коллеги и предпринимательские союзы считают, что в белорусской налоговой системе нужны изменения. Какова ваша позиция по этому вопросу?

— Я придерживаюсь такой же точки зрения. Если мы не внесем в ближайшее время ряд изменений в отечественное налоговое законодательство, мы проиграем в конкурентоспособности нашим партнерам по ЕАЭС. Усугубятся проблемы с экспортом, а капиталы будут уходить в другие юрисдикции, и прежде всего в Россию и Казахстан.

— Давайте тогда пройдемся по основным платежам. Что стоило бы скорректировать в правилах взимания НДС и налога на прибыль?

— Думаю, что мое предложение понравится далеко не всем, но я еще несколько лет назад предлагал увеличить ставку НДС и уменьшить ставку налога на прибыль. Такой вариант уже несколько раз предлагался в прошлые годы в проекте изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Тогда планировалось увеличить ставку НДС до 22%, а налога на прибыль — снизить до 15%.

— Но это не было принято, поскольку и предпринимательские союзы, и ученые-экономисты его не поддержали, мотивируя, прежде всего, высокими темпами инфляции в стране и более низкой ставкой НДС в государствах — членах ЕАЭС. Ведь НДС — это косвенный налог, и он является составной частью розничной цены. Темпы инфляции при таком подходе увеличатся, а зарплаты у нас сейчас в ряде отраслей сокращаются. К тому же по вычетам НДС есть ограничения, а у субъектов хозяйствования и так финансовое состояние сложное...

— А я бы предложил еще более радикальный подход. Увеличить ставку НДС до 25–29%, а ставку налога на прибыль уменьшить до 5%. Одновременно нужно принять ряд дополнительных мер. Во-первых, снизить цены на энергоресурсы, которые у нас чрезмерно высоки. Во-вторых, ввести заявительный принцип возврата этого налога по примеру других государств. В-третьих, сократить сроки возврата НДС.

Беларусь, находясь в ЕАЭС ближе всех к Евросоюзу, может стать производственной площадкой со своими правилами, которые могли бы защитить внутренний рынок и при этом способствовать более активному проникновению произведенных товаров на внешние рынки. Но для заинтересованности инвесторов, имеющих намерения по созданию экспортно-ориентировочных предприятий в РБ, надо повысить ставку НДС до 25%. При этом, к примеру, 3% сможет дополнительно стимулировать снижение стоимости энергоресурсов для предприятий, в т.ч. электроэнергии, топлива на АЗС. Можно также обеспечить льготное кредитование внедрения энергоэффективных технологий. Конечно, при этом необходимо упростить механизм исчисления и уплаты НДС и принять меры для предотвращения уклонения от налогообложения. Полученные дополнительные средства следует направлять не на социальные проекты, а на истинные драйверы экономики — в новые энергоэффективные и высокотехнологичные производства.

— Недавно в интервью «Экономической газете» министр по налогам и сборам в качестве одного из конкурентных преимуществ нашей налоговой системы назвал самые короткие сроки возврата НДС в ЕАЭС. В РБ этот срок — 35 дней, тогда как в РФ — до 102, а в Казахстане — от 46 до 180 дней...

— Основная проблема — в другом. Сами по себе сроки возврата, может, у нас и небольшие, и деньги в этот срок перечисляются. Но как быть с проверкой, которая перед этим обязательно проводится и может длиться значительно дольше. Ведь до ее окончания НДС никто не возвращает. И сколько надо при этом представить документов! Введение в середине года 90-дневной отсрочки по вычету НДС также оказывает крайне негативное влияние на заинтересованность в инвестициях. К тому же расчет НДС в целом у нас довольно трудоемкий. Я вот недавно узнал, что в Беларуси 400 тыс. бухгалтеров. По-моему, многовато.

— Но бухгалтеров везде много — это мировая тенденция. Без достоверной отчетности инвестиций тоже не будет.

— Нет. Такое количество бухгалтеров говорит о том, что механизм налогообложения и бухгалтерского учета у нас чрезмерно сложен. К тому же это существенные дополнительные расходы для бизнеса. Издержки на налоговое администрирование надо сокращать. В частности, этому помогло бы увеличение отчетных периодов для НДС и налога на прибыль.

— Что принесет снижение ставки налога на прибыль, если у субъектов хозяйствования растут убытки? Как компенсировать потери государственного бюджета?

— Увеличение ставки НДС с лихвой перекроет потери бюджета. Гораздо важнее, что психологически для инвесторов 5-процентный налог на прибыль сродни восприятию Беларуси как оффшора для производств. Наш инвестиционный климат станет привлекательным в случае внедрения более существенных конкурентных преимуществ, чем у других участников ЕАЭС. К тому же можно было бы отменить налог на прибыль для новых производств в течение нескольких лет.

Но это не все. Я бы предложил также перейти от единой ставки к прогрессивной шкале подоходного налога.

— Но единая ставка подоходного налога — одно из главных достижений нашей налоговой системы! Благодаря ей в свое время удалось существенно увеличить поступления подоходного налога. Так называемая плоская шкала применяется и в России, и Казахстане. Зачем нам сейчас нужна прогрессивная шкала?

— Я предлагаю совсем другую прогрессивную шкалу — понижающую. То есть, чем больше доход, тем ставка меньше. С достижением определенного порога дохода ставка должна снижаться, а не повышаться. Это будет очень хорошим стимулом для бизнеса: те, кто имеет высокий доход, не станут пытаться любыми способами его скрывать, чтобы избежать налога. В результате мы получим легализацию доходов, и субъектам предпринимательства не надо будет думать о том, как обналичить деньги или вывести их за рубеж.

Такая мера существенно расширит и возможности для инвестиций. Бюджет тоже выиграет, поскольку поступления подоходного налога увеличатся. А сейчас деньги часто «мертвым грузом» лежат на счетах. К тому же это даст нам конкурентное преимущество по сравнению с нашими партнерами по ЕАЭС. Да и другие иностранные инвесторы могут заинтересоваться, если мы предложим им достаточно дешевые ресурсы и рабочую силу при относительно низком уровне налога на доходы.

— Но сейчас мировой тенденцией является борьба с утечкой капитала в низконалоговые юрисдикции. Вряд ли нам позволят стать оффшором...

– А я говорю не про оффшор, а про то, что с помощью реформирования налоговой системы и других наших преимуществ, связанных с местоположением и теми факторами, о которых я только что упоминал, мы сможем стать драйверами на внешних рынках.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by